Понятие кассовых операций и их функции
Наличные платежи представляют собой исходную, простую, а порой и незаменимую форму осуществления платежей.
Кассовые операции - это совокупность осуществляемых организацией материально-технических элементов, которые связаны с приемом, хранением и выдачей наличных денежных средств.
Кассовые операции представляют собой набор связанных с движение наличности элементов. Расчеты наличными денежными средствами могут осуществляться: между банковскими учреждениями и физическим лицом или ИП; между юридическими лицами или ИП; между частным лицом (в том числе и сотрудникам организации) и фирмой или ИП.
К основным функциям кассовых операций относятся:
- Осуществление учёта и выполнение операции наличными средствами;
- Контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины;
- Осуществление своевременного и правильного оформления операций по движению наличных денег документально;
- Осуществление непрерывного и строгого ежедневного контроля за сохранностью наличности, иностранной валюты, а также ценных бумаг и других документов , находящихся в кассе;
- Проведение иммобилизации материальных ценностей, хранящихся в кассе.
Требования, предъявляемые к кассовым операциям
Грамотное ведение кассовых операций предполагает своевременное внесение записи в кассовую книгу на основании приходных и расходных кассовых документов, недопущение накопления наличности в кассе сверх установленного лимита организации, а также размещение свободных денежных средств на банковских счетах.
К требованиям, которые предъявляются к кассовым операциям, можно отнести следующие:
- Осуществление кассовых операций на предприятии должно осуществляться кассовым работником или кассиром, с которым у предприятия должен быть заключён договор о материальной ответственности. Если на предприятии имеется несколько кассиров, то на одного из них возлагаются функции старшего кассира. Все операции по передаче наличных денежных средств между старшим кассиром и кассирами в течение каждого рабочего дня должны в обязательном порядке отражаться в книге учета выданных и принятых кассиром денежных средств. Также кассовые операции разрешено проводить руководителю организации;
- Все кассовые операции должны оформляться кассовыми документами, такими как приходный и расходный кассовый ордер;
- Все кассовые должны быть оформлены: главным бухгалтером; бухгалтером или кассиром; отсутствие главным бухгалтером и бухгалтером - руководителем;
- Все кассовые документы в обязательном порядке должны быть подписаны главным бухгалтером или бухгалтером (в случае их отсутствия - руководителем) и кассиром;
- Кассир предприятия должен иметь в распоряжении печать, которая содержит основные реквизиты, подтверждающие факт проведения кассовых операций. Также в распоряжении кассира должны иметься образцы подписей лиц, которые уполномочены подписывать кассовые документы;
- Кассовые документы могут быть оформлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе. При этом следует помнить, что, во-первых, документы, которые были оформлены на бумажном носителе, могут оформляться от руки или с использованием технических средств и подписываются собственноручно. в эти документы могут быть внесены изменения с указанием их даты, фамилии, инициал и подписи лиц, которые эти изменения внесли. во-вторых, все кассовые документы, которые были оформлены в электронном виде, должны быть подписаны электронными подписями. при этом, внесение изменений в эти документы не допускается;
- Организация и контроль за хранением кассовых документов возлагается на руководителя организации.
Налогообложение кассовых операций
Данные налогового учёта подтверждаются первичными учетными документами,регистрами налогового учета и расчета налоговой базы.
Все первичные учетные документы, а также аналитические регистры по налоговому учету должны вестись по формам, которые были разработаны в организации и, впоследствии, закреплены в учетной политике для целей налогообложения.
При этом следует отметить, что вся исходная информация, которая нужна для формирования аналитических регистров и расчетов налоговой базы, должна формироваться на конкретных рабочих местах.
В том случае, если унифицированные формы первичных учетных документов или формы, которые были разработаны организацией для целей бухгалтерского учета, не позволяют в полной мере сгруппировать данные, предназначенные для расчета налоговой базы, организации самостоятельно разрабатывают формы первичных учетных документов. На практике совместное использование первичных учетных документов как для целей бухгалтерского учета, для целей налогообложения не может быть реализовано, поскольку оформление бухгалтерских операций документально регламентировано довольно жестко нормативными документами и законодательством. если же говорить о первичных учетных документов налогового учета, то здесь их оформление регламентировано только рекомендациями НК РФ.
Из всего вышесказанного можно говорить о том, что в качестве первичных учетных документов налогового учета могут выступать копии первичных учетных документов бухгалтерского учета, но гораздо более рациональным будет перегруппировать данные первичных бухгалтерских документов в форме бухгалтерских справок в соответствии с целями и задачами налогового учета.
Ведение регистров налогового учета должно осуществляться как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
Лица, в обязанности которых входит составление и подписание регистров налогового учета, должны следить за правильностью отражения всех хозяйственных операций.
При формировании форм первичных учетных регистров для целей налогового учета следует помнить о том, что в них нужно отдельно отразить данные, принимаемые для бухгалтерского и налогового учетов в полном размере, а также данные о доходах расходах предприятия, которые для целей налогового и бухгалтерского учетов принимаются в различных суммах.
Если же информации, представленной в первичных учетных регистрах, недостаточно, целесообразным является составление бухгалтерских справок.