Инвентаризация как один из элементов бухгалтерского учета
Сущность инвентаризации состоит в периодическом составлении описи всего имущества и обязательств, имеющихся у организации. Инвентаризация проводится на определенную дату, и ее результаты фиксируются в инвентаризационных ведомостях или описях.
Инвентаризация имущества и обязательств организации осуществляется при помощи их визуального изучения путем применения таких приемов, как осмотр, обмер, взвешивание и пересчет.
Помимо собственного имущества и обязательств организации инвентаризации подвергаются и активы, отраженные за балансом предприятия. Например, активы, учитывающиеся на счете 002 " товарно-материальные ценности", 004" товары, принятые на комиссию", и т.д.
Инвентаризация проводится в следующих случаях:
- в случае передачи имущества в аренду, его выкупа, продажи , а также при реорганизации и ликвидации предприятия;
- перед началом составлением годовой бухгалтерской отчётности;
- при осуществлении смены материально-ответственного лица;
- в случае обнаружения фактов хищений, порчи материальных ценностей;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как пожар или стихийное бедствие;
- в случае переоценки имущества.
Задачи инвентаризации и ее основные виды
Проведение инвентаризации предполагает выполнение нескольких задач:
- Во-первых, следует выявить фактическое наличие имущества организации.
- Во-вторых, осуществить контроль сохранности имущества при помощи сверки наличия имущества по факту с данными, отражёнными в системе бухгалтерского учета.
- В-третьих, следует определить неиспользуемое в процессе хозяйственной деятельности имущество.
Также к основным задачам относится осуществление контроля и проверки соблюдения всех правил и условий , необходимых для правильного хранения имущества, а также проверка соответствие реальной стоимости учтенного в балансе предприятия имущества.
В зависимости от того, на основании каких признаков и причин осуществляется инвентаризация, различают плановые и внеплановые инвентаризации.
Плановая инвентаризация осуществляется на основании планов ревизионных работ организации ее учетной политики.
Внеплановая инвентаризация не предусмотрена учетной политикой организации , не носит обязательный характер и может осуществляться как внешними аудиторами , так и инвентаризационной комиссией организации.
Если говорить о полноте охвата имущества, подвергаемого инвентаризации, то в этом случае инвентаризация может быть как частичной, так и полной.
Частичная инвентаризация представляет собой отдельную проверку объектов учета .
Полная инвентаризация - это полная проверка всего имущества предприятия , а также его обязательств на конкретную дату. Обычно проведение полной инвентаризации осуществляется перед составлением годовой отчётности предприятия, а также при реорганизации и ликвидации.
Порядок проведения инвентаризации
Как правило, инвентаризацию проводят на 1 число месяца. Сам процесс инвентаризации категорически не рекомендуется ни прерывать, ни приостанавливать. Этот процесс условно можно разделить на несколько этапов:
- подготовительный. На этом этапе осуществляется создание инвентаризационной комиссии, составляется календарный план проведения инвентаризации и распределяется вся предстоящая работа. Проводится выверка всех записей и остатков по счетам бухгалтерского учета во всех регистрах как синтетического, так и аналитического учета.
- проведение непосредственной проверки фактического наличия всех материальных ценностей предприятия. Осуществление этого этапа должно проводиться обязательно в присутствие материально-ответственных лиц. Наличие материальных ценностей, выявленных и пересчитанных в процессе инвентаризации, отражается в инвентаризационных описях. Эти документы следует составлять по местам проведения инвентаризации каждому материально-ответственному лицу на каждый вид ценности. На те ценности, которые не принадлежат организации на правах собственности, должны составляться отдельные описи. Все данные , представленные в инвентаризационных описях, в обязательном порядке сверяются с остатками, отражённым в системе бухгалтерского учета организации. В случае несоответствия данных инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, которую подписывает инвентаризационная комиссия и материально-ответственное лицо.
- оформление результатов инвентаризации документально. По результатам проведенной в организации инвентаризации составляется общий акт инвентаризации. К этому акту также должен быть сформирован протокол, где в обязательном порядке должен быть определён порядок для регулирования всех выявленных в ходе инвентаризации разниц.
- определение решений, принимаемых по результатам инвентаризации. Все расхождения должны быть отрегулированны в течении 10 дней после того, как инвентаризация была окончена.
Все те ценности, которые оказались в излишке, приходуются по рыночной стоимости. При этом их рыночная стоимость относится на результаты предпринимательской деятельности предприятия с дальнейшим установлением причин возникновения этих излишков, а также виновных лиц.
Если была определена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли, то такая недостача списывается на прочие расходы предприятия.
В том случае если недостача ценностей была зафиксирована сверх норм естественной убыли, а также был установлен факт их порчи, то в этом случае эти суммы списываются на виновных лиц . Если виновники не были установлены, то убытки относятся на прочие расходы. Все результаты проведенной на предприятии инвентаризации в обязательном порядке должны быть отражены в системе бухгалтерского учёта именно в том месяце, когда закончилась инвентаризация.
Все результаты проведенной инвентаризации должны храниться в бухгалтерии не менее 5 лет.