Платежный баланс и его экономическая сущность
Одними из важнейших условий существования независимого государства являются его экономическая независимость и экономическая безопасность. Для поддержания своей экономической безопасности государство должно иметь развитую экономику и сбалансированный бюджет. Но одним из важнейших условий экономической безопасности является сбалансированные внешнеэкономические операции.
Попытки учета внешнеторговых сделок предпринимались еще в средние века. Но научные методы были разработаны только к концу $ХІХ$ века. Тогда же в науку был введен и специальный термин – «платежный баланс». Его предложил основоположник позднего меркантилизма, ученый–экономист Джеймс Стюарт. Уже в $20$-х годах $ХХ$ века были опубликованы первые платежные балансы таких государств, как Великобритания и США.
Под платежным балансом понимают статистическое обобщение экономических сделок, которые осуществлены за данный период времени или осуществляются в настоящий момент между резидентами одной страны и резидентами всех остальных стран (внешним миром).
Существует еще несколько определений данного термина, отличающихся по формулировке, но сходных по сути. Например:
«Платежным балансом называется отношение совокупности выплат, фактически произведенных государством за рубежом на протяжении какого-то времени и к совокупности фактических поступлений из-за границы, полученных за этот же период времени».
На основе принципов Международного валютного фонда был сформулирован еще один вариант подобного определения:
«Платежный баланс представляет собой системный перечень всех экономических операций, которые были произведены за какой-либо определенный период времени или осуществляются в настоящий момент между резидентами данного государства и резидентами всех остальных стран мира».
Сущность платежного баланса состоит в том, что он отражает не только качественные характеристики внешнеэкономической деятельности как государства, таки частных лиц, имеющих на его территории экономический интерес. Платежный баланс содержит и данные о количественных характеристиках результатов подобной экономической деятельности (движение финансов, капиталов, активов и рабочей силы, их направления). Применяя различные временные факторы при составлении платежных балансов (за какое-то время, на конкретную дату), можно получить разностороннюю характеристику состояния экономики государства и характера его отношений с другими странами. Причем, эти данные будут отражать не только статистику ситуации, но и динамику ее развития.
Информация, содержащаяся в платежном балансе, позволяет планировать и корректировать внешнеэкономическую политику страны. Кроме того важное место занимает разработка на основе анализа макроэкономических показателей платежного баланса оптимальной кредитно-финансовой политики государства (как текущей, так и прогнозируемой), его фискальной политики. На этой же основе прогнозируется формирование отношений с другими странами мира.
Строится платежный баланс на основе принципа двойной записи. Это означает, что при любой внешнеэкономической операции делается две записи. Одна – по кредиту (прибыли) одной статьи, а другая – по дебету (расходам) другой. На основе рекомендаций Международного валютного фонда применяется единая система международных расчетов и единая система определения экономических переменных.
Цели, стоящие перед платежным балансом
Составляя платежный баланс, правительство страны преследует несколько важных экономических и политических целей. Главной из них является обеспечение экономической безопасности государства. Кроме того важными целями являются:
- разработка и внедрение единой системы показателей эффективности внешнеэкономической деятельности;
- характеристика развития внешней торговли страны;
- оценка уровня производства, занятости и потребления;
- выявление и оценка факторов, влияющих на курс национальной валюты;
- определение масштабов и форм привлечения иностранных инвестиций;
- определении оптимального объема собственных инвестиций за рубеж;
- оценка состояния внешнего государственного долга и возможностей его дальнейшего обслуживания (выплаты, отсрочки, реструктуризация и пр.);
- оценка состояния государственных резервов центрального банка страны и возможностей их использования или пополнения.
Все эти цели преследуют одну – не допустить дисбаланса национальной экономики и национальной платежной системы. Ибо нарушение равновесия может вызвать падение национальной валюты, снижение уровня производства и, как результат, - экономический и политический кризис.
Задачи платежного баланса
Для выполнения обозначенных целей необходимо выполнить целый комплекс мероприятий. Поэтому платежный баланс (вернее – результаты его анализа) ставит ряд перед руководством страны и в первую очередь перед министерством финансов и руководством центрального банка государства. Всю совокупность задач условно делят на две группы – текущие (или первоочередные) и перспективные.
К категории текущих или первоочередных задач относятся следующие:
- разработать единую методологию составления платежного баланса на основе требований Международного валютного фонда;
- совершенствовать статистическую отчетность, способы ее получения и методы обработки;
- совершенствовать систему показателей и методику их определения (вычисления);
- своевременное информирование пользователей о состоянии платежного баланса (информационное обеспечение).
В раздел перспективных задач, то есть задач на будущее, относят следующие задания:
- провести анализ взаимосвязей показателей различных счетов платежного баланса (текущего, капитального и финансового);
- проанализировать взаимосвязи платежного баланса с важнейшими макроэкономическими показателями;
- разработать прогноз перспективных показателей платежного баланса;
- разработать рекомендации и модели внешнеэкономической деятельности государства и частных лиц на определенный период;
- предложить рекомендации по формированию налоговой и кредитно-финансовой государственной политики на будущий период с учетом анализа прошлых лет.