Общие понятия инвентаризации основных средств
Основные средства – это предметы, которые находятся на балансе предприятия, срок эксплуатации которых превышает двенадцать месяцев. Данные предметы используется предприятием длительное время, а начисленная амортизация включается в затраты при производстве.
Основным видом контроля на предприятии считается проверка достоверности бухгалтерских данных. Учитывая, что основные средства являются важными составляющими в процессе производства – их инвентаризация является необходимым мероприятием. После проведения инвентаризации, бухгалтер может сравнить фактическое наличие основных средств и их учетные данные на бухгалтерских счетах. Инвентаризация проводится на всех предприятиях независимо от формы собственности и является обязательной перед составлением годовой отчетности.
Для проведения инвентаризации на предприятии назначается и утверждается комиссия. Приказ подписывается руководителем предприятия. Комиссия должна состоять из представителя администрации, материально – ответственного лица и представителя бухгалтерии.
Необходимость и цели инвентаризации основных средств
Основными целями инвентаризации являются:
- проверка фактического наличия предметов и их сохранность;
- проверка состояния материальных ценностей;
- проведение оценки объектов инвентаризации;
- обнаружения причин несвоевременного отражения в бухгалтерских документах.
Проведение инвентаризации происходит в следующих случаях:
- при передаче имущества предприятия в долгосрочную аренду;
- при продаже предприятия;
- перед годовой отчетностью;
- при передаче материальных ценностей, другому материально - ответственному лицу;
- при обнаружении факта хищения или порчи предметов;
- в случае форс- мажорных обстоятельств (пожар, наводнение).
Инвентаризацию можно классифицировать как сплошную и выборочную.
Сплошная инвентаризация предусматривает проверку всех основных средств, которые есть на предприятии.
Выборочная инвентаризация охватывает только некоторые основные средства у определенного материально-ответственного лица.
Выборочная инвентаризация также может проходить в межинвентаризационный период.
Порядок оформления инвентаризации основных средств
Все результаты, которые были получены в период проведения инвентаризации, отражаются в инвентаризационной описи.
При проведении инвентаризации основных средств предприятия, комиссия осуществляет осмотр предметов, в опись вносит полное наименование, инвентарный номер, количество и основные технические характеристики предмета.
Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в бухгалтерии, а второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.
Инвентаризационная ведомость подписывается всеми членами комиссии.
При обнаружении предметов, которые не отражены в бухгалтерских документах или неверно указаны наименования, комиссия должна записать в инвентаризационную опись правильные сведения по такому предмету основных средств.
Если же при инвентаризации, были обнаружены расхождения фактического наличия с бухгалтерскими документами, составляется сличительная ведомость. Все предметы, которые были не оприходованы, подлежат обязательному занесению на бухгалтерские счета. Если же было обнаружено, что недостает каких- либо предметов основных средств – происходит их списание.
Инвентаризация имеет множество особенностей, она или подтверждает данные бухгалтерского учета или помогает определить неучтенные основные средства, а так же установить факт хищения. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность основных средств, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета.