В современных реалиях и эру цифровых технологий почти у любой компании есть нематериальные активы. Разнообразие материальных активов порождает определенную неразбериху, что странно, так как учет этих активов ведется по группам.
Основные понятия
Между основными и нематериальными активами существует немало общего несмотря на то, что их учет ведется по-разному. Первое, что нужно сделать при признании актива нематериальным, - это определить его ликвидность и постараться его идентифицировать. Зачастую учет нематериальных активов напрямую зависит от их происхождения. От происхождения актива также зависит и вид его документального оформления. Есть несколько способов для получения необоротных активов: покупка, самостоятельное создание либо же получение подобного актива путем обмена.
Перед тем как провести зачисление активов на баланс, следует удостовериться, что данный объект соответствует всем признакам нематериального актива. Для этого анализируются многие факторы, в том числе и затраты на разработку и исследование актива.
Нематериальные активы - право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, в т. ч. промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные объектом (интеллектуальной собственности), право пользования имуществом и имущественными правами налогоплательщика в установленном законодательством порядке, в т. ч. приобретенные в установленном законодательством порядке права пользования природными ресурсами, имуществом и имущественными правами.
Нематериальный актив - немонетарный актив, который подлежит идентификации и не может иметь материальной формы.
Значительно интереснее дело обстоит с нематериальными активами, которые создались как результат разработки чего-либо. Такие результаты могут признаваться нематериальными активами в виде права на объекты промышленной собственности или объекты права интеллектуальной собственности.
Запатентованные технологические знания, которые были получены в результате разработки. Такие активы могут быть на балансе предприятия и отображаться как нематериальный актив, в случае если предприятие имеет:
- возможности и ресурсы для создания и доведения нематериальных активов до логического конца, то есть до момента когда активы являют собой уже готовый товар;
- возможность для получения выгоды от продажи или обмена товара;
- информация, связанная со стоимостью и количеством ресурсов затраченных на разработки нематериальных активов.
Рисунок 1. Классификация нематериальных активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Можно сделать вывод, что разработки и исследования могут быть отображены в отчетах по-разному. Так расходы на исследования могут быть списаны на расходы, в то время как расходы на разработки при определённых условиях вписываются в капитализацию нематериальных активов.
Торговая марка
Еще один интересный вопрос “Является ли торговая марка нематериальным активом?”
Расходы, которые заложены на создание торговой марки, не являются нематериальными активами и должны вносится в графу расходов.
А вот право на коммерческое обозначение, либо же так называемый товарный знак, может быть занесено на баланс как расходы на приобретение нематериальных активов.
Не все так просто и с расходами на разработку этикетки, так как тут на это влияет огромное число факторов. Если фирма решила не приобретать авторские права на эскиз этикетки, а просто определённое время использовать ее в производстве, то тогда фирма вносит подобные манипуляции в графу расходы. Ну и соответственно если фирма купила авторские права на этикетку, то она может смело записывать эти расходы как ресурсы для покупки нематериальных активов.
Создание сайтов
Веб-сайт - довольно популярный инструмент распространения информации для компаний. Его можно создавать как собственными силами компании, так и привлекать сторонних людей для этого. Веб-сайт согласно закону является интеллектуальной собственность, как компьютерная программа.
Если веб-сайт создавался собственными силами компании, то все права на него получает работодатель. Если же разработкой сайта занималась сторонняя компания, то очень важно проследить, чтобы в договоре был прописан пункт о полной передаче права собственности стороне заказчику, иначе в дальнейшем могут возникнуть неприятности, как у стороны заказчика, так и у стороны исполнителя. Кроме того собственник авторских прав на тот или иной электронный ресурс, должен зарегистрировать это право в соответствующих государственных органах.
Прочие нематериальные активы
Лицензии - это определенный документ, который дает лицензиату право на осуществление хозяйственной деятельности на определенный период.
Если встает вопрос о том, является такой документ расходом или нематериальным активом, то тут лучше всего обратится к букве закона. Так, к примеру, в Украине лицензии выданные сроком более чем на один год и стоимостью более 2500 грн., относятся к прочим нематериальным активам (право на ведение деятельности, использование экономических и других привилегий и т.п.).
Также есть договоры франчайзинга. Договоры франчайзинга – это договоры, которые являются смежными в сфере нематериальных активов.
Предметом подобных договоров, как правило, является право пользования на имущество гаранта этого договора - франчайзера. Согласно этому платежу в большинстве случаев выплачивается роялти - платеж за право на пользование или за использование нематериальными активами. Но, если пользователь получает нематериальный актив в пользование, владение либо по доверенности то вполне возможно, что он становится владельцем нематериального актива. Такая операция должна быть осуществлена по договору передаче исключительных имущественных прав, так как в противном случае остается определенное поле для споров, что может негативно сказаться на компании в целом. Согласно этому договору право на владение нематериальных активов передается на постоянной основе и тогда уже можно считать эту операцию приобретением нематериальных активов.
Предметом лицензионного договора является разрешение на использование объекта права интеллектуальной собственности.
Предоставление права пользования нематериальными активами оформляется с учётом интересов обеих сторон посредством договора франчайзинга или лицензионным договором. За предоставление права на пользование либо же непосредственно пользование предоставляется определённый вид вознаграждения - роялти.
Рисунок 2. Структура нематериальных активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нематериальный актив – это актив, который может быть идентифицирован и не имеет материальной формы, также он называется немонетарным активом.
Актив может быть отображен в балансе только в том случае, когда он достоверно оценен, и существует большая вероятность получения дальнейшей прибыли. Идентифицированные активы - это активы, которые были приобретены, и на данный момент соответствуют критериям признания статей баланса. Все активы предприятия, кроме денежных средств, их эквивалентов и дебиторской задолженности, в фиксированной (или определенной) сумме денег, являются немонетарными
Критерии признания нематериальных активов
Для зачисления нематериальных активов на баланс должно быть одновременно выполнено несколько условий:
- предприятие следит за этими активами;
- стоимость актива может быть точно определена (актив подлежит идентификации);
- есть вероятность получения прибыли от данного актива.
Обратите внимание: в отличие от основных средств, отсутствует требование использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он больше одного года). Но совершенно ясно, что стандарт определяет методологические принципы формирования в бухучете информации о нематериальных активах, так что данный документ имеет приоритет.