Все предприятия условно можно разделить на два вида – коммерческие или некоммерческие. Первые отличаются тем, что основной целью своей деятельности они устанавливают именно получение прибыли от деятельности. Например, торговое предприятие. Некоммерческие организации не имеют основной цели в виде заработка денег, однако они все равно имеют тесный контакт с финансовыми потоками. Дело в том, что любая организация в наше время должна обладать своими финансовыми ресурсами. Без этого ее функционирование практически невозможно.
Налоговая отчетность
Все финансовые потоки организации в обязательном порядке нужно проводить через бухгалтерию и вести их учет. Несмотря на то, что ведение бухгалтерского учета не является обязательным требованием, любое предприятие должно вести налоговый учет. Это гласит налоговый кодекс. Для правомерного существования организации она должна облагаться налогами. Для налогообложения предприятия используются налоговые отчеты, которые подает организация.
Они подаются не в свободной форме, а согласно специальным определенным нормам и правилам. Эти нормы и правила регламентируются налоговым кодексом. Все организации в обязательном порядке должны соблюдать все правила, чтобы не иметь проблем с налоговой инспекцией. Дело в том, что все финансовые потоки необходимо классифицировать и распределять согласно определенным правилам, учитывать в определенный расчетный период.
Если не знать этих самых правил и не учитывать потребность распределения расходов или прибыли в конкретном расчетном периоде – могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией, так как при проверке будет определено, что в конкретном периоде есть невыплаченные налоги. Возможно, они будут уплачены в другом расчетном периоде, однако это всё равно считается нарушением.
Активы предприятия
Одним из финансовых потоков, которые подлежат обязательному налоговому учету, являются активы. Они являются противоположностью обязательств
Активы – это все имущество организации, ее финансовые ресурсы и потенциально возможная прибыль от уже заключенных договоров. Другими словами – активы, это то, что можно конвертировать в финансовые ресурсы.
Обязательствами, в свою очередь, называются все долги организации, которые ей необходимо выплатить. Это могут быть долги по кредитам в банке, задолженность перед поставщиками или заказчиками.
Учет активов предприятия должен проходить в обязательном порядке и с определенными правилами. Условно их разделяют на два вида:
- Краткосрочные (оборотные) активы организации.
- Долгосрочные (внеоборотные) активы организации.
Краткосрочными называют те активы, которые могут быть конвертированы в финансовые ресурсы за минимальный период времени (до 12 месяцев). Долгосрочными называют те активы, которые конвертируются в денежные ресурсы более одного года и не предназначены для быстрой реализации.
Краткосрочные активы используются для основных финансовых расходов организации. Оплата работы сотрудников, оплата транспортных услуг, услуг поставщиков. Всё это необходимо оплачивать за минимальный срок. Для этого используются краткосрочные активы.
Долгосрочные активы, в свою очередь, используются для успешного функционирования предприятия и для получения ее основной прибыли. Это могут быть выданные кредиты для других организаций, инструменты или техника для производства. Это то, что используется для получения прибыли в будущем.
Активы для продажи
Успешное ведение налогового учета требует от любой организации своевременной и полной финансовой отчетности. Нужно учитывать все планируемые доходы и расходы, проведенные сделки и платежи. Одной из категорий финансовых потоков, которые обязательно нужно учитывать в этих отчетах являются активы, удерживаемые для продажи.
Активами для продажи являются долгосрочные активы, затраты на которые будут возмещены в ходе их продажи, а не целевого использования. Для международных стандартов финансовой отчетности к продаже приравнивается также обмен таких активов.
Активы, которые учитываются как удерживаемые для продажи, должны обладать определенными свойствами. А именно:
- Они должны быть готовы к мгновенной продаже в любой момент времени. Их состояние должно быть надлежащим для того, чтобы их без труда можно было реализовать.
- Они должны быть с высокой вероятностью проданы в течение одного года.
Кроме того, особенностью таких активов является тот факт, что они должны быть обозначены в плане продажи предприятием. Составляется специальный план, в котором рассматриваются возможные варианты их реализации, после чего план стараются выполнить в обязательном порядке. Должны предприниматься активные действия для того, чтобы успешно реализовать данные активы – найти покупателя и продать ему по той стоимости, которая планировалась.
Если такой долгосрочный актив не получилось реализовать за отведенное время согласно плану по причинам, которые не зависят от самой компании, а для его продажи нужно увеличить период, учет их ведется по тому же принципу.
Но есть и нюансы. Например, если актив уже определен как тот, что необходимо продать, но он не соответствует одному из требований активов для продажи, он не может быть учтен как таковой. Например, если организация занимается постройкой нового склада для своей компании, а старый, при этом, решила продать, но использовать до момента сдачи в эксплуатацию нового – старый склад не может считаться активом для продажи до этого момента, так как он не соответствует необходимым требованиям. А именно, данный актив не готов к моментальной продаже в любой момент времени. Он будет считаться активом для продажи только после того, как его перестанут использовать.
Прекращенная деятельность
Существует такое понятие, как прекращенная деятельность. Под ним подразумевают компонент компании, который уже выбыл или классифицируется как тот, что будет продан. Кроме того, данный компонент должен быть включен в единый план выбытия или являться дочерней компанией, которая была приобретена для продажи.
Перед тем, как определить конкретный актив как тот, что предназначен для продажи, происходит определение его балансовой стоимости. Такая оценка происходит во время каждого отчетного периода до момента продажи данного актива.
Долгосрочные активы представляют собой основное имущество организации, всё то, что приносит ей прибыль и необходимо для успешного функционирования или производства. Они в обязательном порядке должны учитываться в налоговых отчетах в соответствующем отчетном периоде. Кроме того, необходимо ведение бухгалтерского учета. Грамотная бухгалтерия предприятия может помочь избежать многих проблем и обнаружить все слабые места компании.
С ее помощью согласно полученным отчетам можно проанализировать деятельность предприятия и определить его слабые стороны. То, что приносит меньше всего прибыли или не приносит ее совсем. В таких условиях можно своевременно обнаружить убыточную деятельность и принять меры по ее устранению. Это может помочь сохранить финансовое состояние организации и не приведет компанию к каким-то проблемам или трудностям.
Если не проводить анализ совершенной деятельности, есть большой риск, что компания не сможет нормально функционировать, будет делать то, что приносит мало прибыли или вообще, приводит к убыткам. Кроме того, без хорошего бухгалтерского учета становится практически невозможным ведение правильного налогового учета. В таких условиях есть риск получить проблемы с налоговой, проверки и штрафы.