Согласование условий проведения аудита как составляющая часть заключения договора на проведение аудиторской проверки
Согласование условий проведения аудита – это комплекс мероприятий и действий, отраженных в документах и направленных на обсуждение и дальнейшее согласование условий выполнения аудита со стороны аудиторской организации и организации-заказчика.
В рамках выполнения аудиторской проверки между аудиторской организацией, проводящей аудит, и экономическим субъектом-заказчиком возникают определенного рода отношения, которые регламентируются не только международными и федеральными стандартам аудита, но и договором на оказание услуг, выполнение работ, заключенным согласно Гражданского Кодекса РФ. Одним из моментов заключения договора на реализацию аудиторской проверки является согласование экономическим – субъектом заказчиком и аудиторской организацией условий проведения аудита финансово-экономической деятельности организации-заказчика.
Регулирование порядка согласования условий проведения аудиторской проверки на законодательном уровне
Заключение договора на выполнение работ по проведению аудита между аудиторской организацией экономическим субъектом-заказчиком регулируется, как и любой другой договор, Гражданским Кодексом Российской Федерации. Такой раздел как «Согласование условий проведения аудиторской проверки» является специфичным для области аудита, поэтому регламентируется международными и федеральными стандартами, такими как:
- ФСАД №12 «Согласование условий проведения аудиторской проверки»;
- МСА 10 «Согласование условий аудиторских заданий».
Порядок согласования условий проведения аудиторской проверки
Как правило, условия проведения аудита формирует аудиторская организация, которая привлекается к выполнению данных работ. Такие условие оформляются в виде письма-обязательства, которое является формой ответа на полученную от субъекта-заказчика оферту.
Письмо-обязательство аудитора – это документ, в рамках которого аудиторская организация выражает свое согласие на проведение аудиторской проверки финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Формирование такого письма является завершение подготовительного этапа аудита и согласно законодательным и правовым актом является его обязательным элементом.
Письмо-обязательство, как правило, включает в себя следующие составляющие:
- Представление объекта проверки и установление его четких границ;
- Определение уровня аудиторского риска и существенности при проведении аудиторской проверки;
- Запрос доступа ко всему реестру документов, необходимых для качественного проведения проверки, к компьютерной базе заказчика, а также запрос помощи сотрудников организации-заказчика;
- Описание условия выполнения аудиторской проверки;
- Двусторонние обязательства, ответственность сторон при заключении договора.
По желанию аудиторской организации в письме-обязательстве могут быть отражены краткий план или программа аудита для ознакомления с ними потенциального заказчика, а также просьба о предоставлении перечня предварительно необходимых документов.
После изучения такого письмо потенциальный клиент либо соглашается с описанными условиями, либо вносит корректировки и отправляет ответным письмо аудиторской организации. Такой процесс продолжается до тех пор, пока обе стороны не согласятся с сформированными условиями.
Условия выполнения аудиторской проверки после согласования в двустороннем порядке отражают в договоре оказания аудиторских услуг.