Аудиторская проверка — это проверка финансово-экономической деятельности организации, которую проводит аудитор на основании предоставляемых ему документов по финансовой отчетности.
Аудиторская проверка является достаточно сложным процессом. На проверку влияет выбранный метод проверки, а также объем и ее последовательность. От всего этого будет зависеть многое: будут ли объективными результаты проверки, будет ли проверка трудоемкой, рискованной и т. д.
Честный и добросовестный аудитор всегда будет стремиться достичь самого высокого качества в своей работе, т. е. будет стремиться обеспечить достаточную объективность и обоснованность результатов проверки. В связи с тем, что аудиторская компания является коммерческой организацией, то она всегда стремится, и будет стремиться минимизировать свои затраты. Добросовестный аудитор стремиться минимизировать аудиторский риск. При этом одновременно достигнуть двух минимумов: затрат и аудиторского риска невозможно, т.к. уменьшение аудиторского риска тесно связано с увеличением объема выборки, что повлияет на рост трудозатрат, или с привлечением специалистов с более высоким опытом, что повлияет на рост стоимости.
Цель и задачи планирования аудита
Перед аудитором, который приступает к аудиторской проверке, постоянно стоит вопрос оптимизации, т.е. аудитору необходимо выбрать лучший вариант из множества возможных вариантов.
«Целевую функцию» определяет аудиторская фирма, которая проводит проверку. «Целевой функцией» могут быть выбраны либо трудозатраты, либо аудиторский риск, либо любой другой критерий, а также может быть и комбинированный критерий. Выбор такого критерия зависит от соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Такой выбор рекомендован общероссийским стандартом «Планирование аудита».
Для того чтобы проведение аудиторской проверки приблизить к оптимальному варианту ее необходимо качественно спланировать. Основываясь на вышеперечисленной информации можно сформулировать цель планирования.
Цель планирования аудита - обеспечить проведение проверки самым лучшим образом с точки зрения выбранного критерия.
Планирование аудита - это комплекс действий по выбору варианта, который позволит достигнуть цели.
Для достижения цели в аудите используется эмпирический метод, который предусмотрен общероссийским стандартом «Планирование аудита». Эмпирический метод - это вариантность планирования, выявление во время планирования областей повышенного риска, корректировка принятых решений при проверке. Данный метод в ходе планирования решает следующие задачи:
- По сбору информации о потенциальном клиенте;
- По оценке уровня аудиторского риска и существенности;
- По анализу возможности применения выборочных методов проверки и разработке стратегии ее проведения.
Порядок планирования аудита
В федеральном стандарте №3 «Планирование аудита» указан порядок оформления результатов процесса планирования. Результаты необходимо оформлять в двух документах: плане аудита и программе аудита. По данным, которые были получены при планировании, составляется и заключается договор. В общероссийском стандарте «Планирование аудита» выделены этапы планирования, которые должны выполняться в определенной последовательности:
- предварительное планирование;
- оформление договора с экономическим субъектом;
- оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
- оценка составляющих аудиторского риска;
- оценка уровня существенности;
- анализ возможностей применения статистических либо содержательных методов определения ожидаемой ошибки;
- формирование стратегии аудита;
- документальное оформление результатов планирования.
Данная последовательность этапов носит рекомендательный характер, а также является рациональной в силу следующих обстоятельств.
Если договор с экономическим субъектом будет заключаться без его предварительной проверки, то это увеличит предпринимательский риск для аудитора, т.к. экономический субъект может оказаться неплатежеспособным, недобросовестным и т.д. А предварительное планирование позволяет аудитору вовремя выявить подобные моменты и отказаться от заключения договора, что позволит избежать возможных отрицательных последствий. При этом аудитор понесет убытки, но не такие существенные.
Если договор с экономическим субъектом будет заключаться после всех этапов планирования, то предпринимательский риск увеличится для аудитора. Аудитор тратит на планирование, которое включает в себя составление плана и программы, до 30 % времени от общего потраченного на аудит, поэтому если экономический субъект откажется от заключения договора после такой объемной работы по планированию, то это повлечет у аудитора значительные убытки.
Поэтому для аудитора самым целесообразным является заключить договор с экономическим субъектом после этапа предварительного планирования. Таким образом, получается, что время, потраченное аудитором на следующие этапы планирования, будет учтено при формировании договорной цены и оплачено клиентом.