Специфика аудита малых предприятий
Аудит малых предприятий обычно проводится с применением практически всех правил аудиторских проверок, но при этом учитывается специфика малых предприятий. Так, например, нужно учитывать следующие моменты:
- преобладающее влияние владельца предприятия на все стороны деятельности таких предприятий;
- ограничение либо даже полное отсутствие разделения служебных полномочий сотрудников малых предприятий, которые отвечают за подготовку отчетности и ведение учета;
- слабость системы внутреннего контроля;
- возможность руководителя предприятия обходить средства контроля.
Факторы риска
Аудит малых предприятий характеризуются повышенным уровнем риска. Поэтому при проведении на малом предприятии аудита нужно уделять пристальное внимание потенциальным рисковым факторам:
- высокая вероятность ошибок в отчетности и учете за счет человеческого фактора;
- нерегулярность осуществления бухгалтерских записей;
- контакт сотрудников, которые ведут учет, с материальными ценностями;
- повышенный риск возможного искажения отчетности;
- неточность понимания требований к исправлению ошибок и восстановлению учета;
- отсутствие системы внутреннего контроля в связи с небольшим числом работников;
- возможность использования разных схем сокрытия выручки;
- использование наличных денег при расчетах;
- возможное применение нелегальных налоговых схем;
- формальное проведение контрольных процедур (инвентаризаций).
Приведенные факторы риска диктуют необходимость серьезного подхода к планированию и документированию проведения аудита малых предприятий.
Стадии аудита малого предприятия
На стадии планирования особое значение имеет такая процедура, как опрос (устный и письменный) руководителей малого предприятия и работников его бухгалтерии. Опрос позволяет получить письменные разъяснения по характеру осуществляемых на предприятии хозяйственных операций, по методике ведения учета, а также по распределению ответственности за отчетные документы.
При проведении аудита на малом предприятии сначала проверяют правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, правильность определения налоговой базы, налоговые расчеты. Это позволяет достаточно полно оценить уровень налоговых рисков.
Аудит малого предприятия в отличие от аудита более крупного субъекта хозяйствования оформляется упрощенной документацией. Это существенно сокращает трудозатраты, так как позволяет для проведения аудита использовать меньшее количество сотрудников.
Малые предприятия в основном занимают узкую рыночную нишу и предлагают достаточно ограниченный ассортимент товаров. Их деятельность обычно направлена на локальные рынки и на ограниченное количество объектов. Такая особенность позволяет аудитору разобраться в специфике деятельности малого предприятия, его системе учета и документооборота, за более короткие сроки, чем эго происходит в случае с крупным предприятием.
Документирование аудита в ходе проверки малого предприятия обычно не вызывает серьезных сложностей. В процессе аудита можно применять довольно широкий спектр аудиторских процедур, так как их объем обычно невелик.
При проведении на малом предприятии аудита не следует избегать портфеля аналитических процедур. Они могут существенно сэкономить время за счет сокращения необходимости в проведении иных процедур проверки по существу. Аналитические процедуры позволяют получить качественные аудиторские доказательства. На малых предприятиях объем данных бухгалтерского учета бывает незначительным и легко анализируется.
Аудит малого предприятия должен проводится в рамках аудиторских стандартов. В настоящее время нет отдельного стандарта, регулирующего аудит малых предприятий. Для данного рода проверок применяется общий порядок аудита. При этом имеется ряд особенностей аудита малых предприятий. Так, необходимо иметь ввиду ряд факторов риска, присущих данным хозяйствующим субъектам.