Назначение бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой такой план действий фирмы, программу, которая позволяет осуществлять бизнес-операции, которая содержит сведения о компании, реализуемых товарах, специфике производства, рынках сбыта, маркетинговой политике, организации процессов и их эффективности.
Под бизнес-планом понимается краткое, доступное, понятное и точное описание нового бизнеса. Он является важнейшим инструментом при рассмотрении множества возможных ситуаций, позволяющим определить более перспективный и желаемый вариант, а также средства его достижения. С помощью бизнес-плана можно управлять бизнесом, поэтому он рассматривается и в качестве элемента стратегического планирования фирмой.
Как правило, бизнес-план разрабатывается на три-пять лет с разбивкой данных по годам. Показатели по первому году в большинстве случаев разбиваются по месяцам, а прогноз на последующие периоды дается по году.
Основное предназначение бизнес-плана состоит в отражении реальных шансов реализации бизнес-идеи. С его помощью можно дать не только правдивую оценку рисков и возможностей, но и показать необходимость привлечения инвестиций.
Бизнес-план предназначен для двух групп пользователей – внешних (потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров) и внутренних (инициатора бизнес-идеи, учредителей и персонала компании).
Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:
- Четко сформулировать цели предприятия, определить конкретные количественные показатели их реализации и сроки достижения;
- Определять направления деятельности предприятия;
- Устанавливать целевые рынки, а также место компании на данных рынках;
- Формулировать краткосрочные и долгосрочные цели организации, стратегию, тактику достижения целей, методы вычисления количественных показателей и т.д.;
- Определять лиц, несущих ответственность за реализацию выбранной стратегии, выбирать состав и определять показатели продукции, которая будет предложена предприятием потребителям;
- Проводить оценку производственных и торговых издержек по созданию и реализации товаров;
- Выявлять соответствие персонала компании, условий мотивации предъявляемым требованиям по достижению поставленных целей;
- Определять структуру маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, проведению рекламной кампании, стимулированию продаж, каналам сбыта, ценообразованию и др.;
- Проводить оценку финансового положения организации и соответствия имеющихся материальных и финансовых ресурсов поставленным целям, предусматривать трудности в практической реализации бизнес-плана;
- Осуществлять контроль над выполнением проекта.
Основные разделы бизнес-плана
Содержание и структура бизнес-плана могут изменяться в зависимости от поставленных целей и области применения. На сегодняшний день существуют различные группы стандартов по его составлению, самыми распространенными из которых являются:
- Стандарт Европейского Союза (TACIS);
- Стандарт Организации Объединенных Наций по развитию промышленной отрасли (UNIDO);
- Стандарт Федерального фонда поддержки малого бизнеса (ФФПМП);
- Стандарт Международного объединения фирм, занимающихся аудиторскими, налоговыми и консультационными услугами (KMPG);
- Стандарт ЕБРР;
- Стандарт Министерства финансов РФ.
В общем виде бизнес-план состоит из следующих разделов:
- Титульного листа, на котором присутствуют название и адрес компании, имена учредителей, стоимость и сроки реализации плана.
- Резюме, которое отражает суть и эффективность осуществления предлагаемого проекта. В данном разделе должны быть прописаны сроки окупаемости, финансовые результаты бизнес-плана, тип и условия участия инвесторов, гарантии возврата инвестиций.
- Анализа положения отрасли и описания компании. Здесь проводится оценка текущего положения отрасли, составляется прогноз рыночной конъюнктуры, описывается значимость проекта для экономики региона, основные конкуренты, общая концепция нового бизнеса.
- Характеристики продукции, где приводится описание товаров (услуг), их потребительских свойств, отличий от товаров-конкурентов, степени защищенности патентами и т.д.
- Маркетинговой политики и методах сбыта продукции. В данном разделе отражается емкость рынка, насыщенность сбыта, потенциальный рост сбыта, механизмы продвижения товаров, ценообразование, методы рекламы и стратегия в сфере качества и дизайна продукции.
- Логистики производства, где, как правило, приводится перечень поставщиков сырья, прописывается обеспеченность складскими помещениями для хранения продукции.
- Производственного плана, в котором описывается производственный процесс с базовыми технологическими операциями, составляется план работ и сметная стоимость, планируются капитальные вложения.
- Организационного плана, в рамках которого составляется организационная структура, план-график ключевых мероприятий по развитию производства.
- Финансового плана, где отражается текущее финансовое положение компании, составляются различные виды бюджетов, вычисляется необходимый объем инвестиций.
- Оценки эффективности бизнес-проекта и рисков его осуществления. В данном разделе рассчитываются абсолютные экономические показатели деятельности компании, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, сроки окупаемости проекта, определяется точка безубыточности производства.
Рекомендации по составлению бизнес-плана
Федеральный фонд поддержки малого бизнеса рекомендует при составлении бизнес-планов придерживаться международных стандартов ЮНИДО:
- Бизнес-план должен иметь четкую структуру и быть поделен на главы;
- Должен отличаться убедительностью и краткостью каждого раздела;
- Должен быть представлен в доступной и понятной форме;
- В бизнес-плане вместо множества технических подробностей и статистических данных лучше использовать диаграммы, схемы, графики, таблицы;
- Бизнес-план должен содержать объективную оценку;
- При формировании бизнес-плана необходимо пользоваться достоверными источниками.