Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура бизнес-планирования

Назначение бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой такой план действий фирмы, программу, которая позволяет осуществлять бизнес-операции, которая содержит сведения о компании, реализуемых товарах, специфике производства, рынках сбыта, маркетинговой политике, организации процессов и их эффективности.

Определение 1

Под бизнес-планом понимается краткое, доступное, понятное и точное описание нового бизнеса. Он является важнейшим инструментом при рассмотрении множества возможных ситуаций, позволяющим определить более перспективный и желаемый вариант, а также средства его достижения. С помощью бизнес-плана можно управлять бизнесом, поэтому он рассматривается и в качестве элемента стратегического планирования фирмой.

Как правило, бизнес-план разрабатывается на три-пять лет с разбивкой данных по годам. Показатели по первому году в большинстве случаев разбиваются по месяцам, а прогноз на последующие периоды дается по году.

Замечание 1

Основное предназначение бизнес-плана состоит в отражении реальных шансов реализации бизнес-идеи. С его помощью можно дать не только правдивую оценку рисков и возможностей, но и показать необходимость привлечения инвестиций.

Бизнес-план предназначен для двух групп пользователей – внешних (потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров) и внутренних (инициатора бизнес-идеи, учредителей и персонала компании).

Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:

  • Четко сформулировать цели предприятия, определить конкретные количественные показатели их реализации и сроки достижения;
  • Определять направления деятельности предприятия;
  • Устанавливать целевые рынки, а также место компании на данных рынках;
  • Формулировать краткосрочные и долгосрочные цели организации, стратегию, тактику достижения целей, методы вычисления количественных показателей и т.д.;
  • Определять лиц, несущих ответственность за реализацию выбранной стратегии, выбирать состав и определять показатели продукции, которая будет предложена предприятием потребителям;
  • Проводить оценку производственных и торговых издержек по созданию и реализации товаров;
  • Выявлять соответствие персонала компании, условий мотивации предъявляемым требованиям по достижению поставленных целей;
  • Определять структуру маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, проведению рекламной кампании, стимулированию продаж, каналам сбыта, ценообразованию и др.;
  • Проводить оценку финансового положения организации и соответствия имеющихся материальных и финансовых ресурсов поставленным целям, предусматривать трудности в практической реализации бизнес-плана;
  • Осуществлять контроль над выполнением проекта.
«Структура бизнес-планирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные разделы бизнес-плана

Содержание и структура бизнес-плана могут изменяться в зависимости от поставленных целей и области применения. На сегодняшний день существуют различные группы стандартов по его составлению, самыми распространенными из которых являются:

  1. Стандарт Европейского Союза (TACIS);
  2. Стандарт Организации Объединенных Наций по развитию промышленной отрасли (UNIDO);
  3. Стандарт Федерального фонда поддержки малого бизнеса (ФФПМП);
  4. Стандарт Международного объединения фирм, занимающихся аудиторскими, налоговыми и консультационными услугами (KMPG);
  5. Стандарт ЕБРР;
  6. Стандарт Министерства финансов РФ.

В общем виде бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. Титульного листа, на котором присутствуют название и адрес компании, имена учредителей, стоимость и сроки реализации плана.
  2. Резюме, которое отражает суть и эффективность осуществления предлагаемого проекта. В данном разделе должны быть прописаны сроки окупаемости, финансовые результаты бизнес-плана, тип и условия участия инвесторов, гарантии возврата инвестиций.
  3. Анализа положения отрасли и описания компании. Здесь проводится оценка текущего положения отрасли, составляется прогноз рыночной конъюнктуры, описывается значимость проекта для экономики региона, основные конкуренты, общая концепция нового бизнеса.
  4. Характеристики продукции, где приводится описание товаров (услуг), их потребительских свойств, отличий от товаров-конкурентов, степени защищенности патентами и т.д.
  5. Маркетинговой политики и методах сбыта продукции. В данном разделе отражается емкость рынка, насыщенность сбыта, потенциальный рост сбыта, механизмы продвижения товаров, ценообразование, методы рекламы и стратегия в сфере качества и дизайна продукции.
  6. Логистики производства, где, как правило, приводится перечень поставщиков сырья, прописывается обеспеченность складскими помещениями для хранения продукции.
  7. Производственного плана, в котором описывается производственный процесс с базовыми технологическими операциями, составляется план работ и сметная стоимость, планируются капитальные вложения.
  8. Организационного плана, в рамках которого составляется организационная структура, план-график ключевых мероприятий по развитию производства.
  9. Финансового плана, где отражается текущее финансовое положение компании, составляются различные виды бюджетов, вычисляется необходимый объем инвестиций.
  10. Оценки эффективности бизнес-проекта и рисков его осуществления. В данном разделе рассчитываются абсолютные экономические показатели деятельности компании, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, сроки окупаемости проекта, определяется точка безубыточности производства.

Рекомендации по составлению бизнес-плана

Федеральный фонд поддержки малого бизнеса рекомендует при составлении бизнес-планов придерживаться международных стандартов ЮНИДО:

  • Бизнес-план должен иметь четкую структуру и быть поделен на главы;
  • Должен отличаться убедительностью и краткостью каждого раздела;
  • Должен быть представлен в доступной и понятной форме;
  • В бизнес-плане вместо множества технических подробностей и статистических данных лучше использовать диаграммы, схемы, графики, таблицы;
  • Бизнес-план должен содержать объективную оценку;
  • При формировании бизнес-плана необходимо пользоваться достоверными источниками.
Дата написания статьи: 26.08.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot