Понятие и назначение бизнес-планирования
Начать собственное дело, развивать его и привлекать инвесторов для его финансирования невозможно без эффективного и стандартизированного бизнес-планирования.
Под бизнес-планированием понимается совокупность мер, исследующих прошедшее, настоящее и будущее состояние бизнес-проекта, фирмы.
Бизнес-планирование ориентировано на формирование цели осуществления бизнеса, задач, требующих решения ради достижения этой цели, определение перспективы развития, оценку способов достижения поставленных целей и задач, рисков и результатов.
Составление бизнес-плана требует продуманного и научно обоснованного подхода, поскольку документ, не учитывающий требований современных стандартов его формирования, выдает непрофессиональный подход к его составлению, а, следовательно, вызывает недоверие к бизнес-проекту и его финансированию.
Бизнес-планирование содержит информацию об особенностях реализации общего, конкурентного стратегического курса организации с высокой степенью детализации и технико-экономическим обоснованием. Формирование бизнес-плана направлено на:
- выявление логических связей и очередности осуществления мероприятий, направленных на реализацию стратегического курса компании;
- оценку экономической эффективности и капиталоемкости определенных тактических мер, направленных на достижение целей и задач стратегии;
- организацию эффективного контроля реализации установленной стратегии;
- оценку ресурсных возможностей организации и потребности в необходимости привлечения внешних ресурсов;
- организацию управленческого процесса реализации установленной стратегии, в том числе с учетом использования делегирования;
- совершенствование организационной структуры организации согласно прогнозным данным об увеличении объемов производственного, маркетингового, инвестиционного и финансового направлений деятельности;
- концентрацию внимания в отношении наращивания конкурентных преимуществ и расширения целевых рынков.
Стандарты формирования бизнес-планов
Бизнес-план – важнейший инструмент развития компании и управления ею. Совершенствование процесса составления бизнес-планов привело к выработке определенных стандартов, регламентирующих данный процесс.
В настоящее время существует несколько вариантов формирования бизнес-планов, большинство из которых можно разделить на три группы в зависимости от специфики разработчика и масштабности представляемого проекта. К числу этих групп относятся:
- международные стандарты, предъявляющие требования к бизнес-планам, реализуемым в масштабах мирового рынка, или международных проектов;
- государственные стандарты, действующие на уровне государственных, региональных или муниципальных властей;
- корпоративные стандарты, учитывающие требования конкретных инвестиционных компаний, кредитных организаций и прочих заинтересованных участников рынка.
Существует несколько международных стандартов формирования бизнес-планов, пользующихся наибольшей известностью. К числу таких стандартов относятся:
- во-первых, стандарты ООН в сфере промышленного развития (UNIDO), предназначенные для развивающихся государств;
- во-вторых, стандарты Всемирного банка реконструкции и развития;
- в-третьих, стандарты крупнейшего дома Уоллстрит, лидирующего на рынке инвестиций «Goldman, Sashs & Co»;
- в-четвертых, стандарты интернациональной консалтингово-аудиторской организации «Ernst & Young».
Независимо от того, кто является разработчиком указанных стандартов, все они содержат единые требования к наличию в бизнес-плане таких разделов как финансовый и производственный планы, план маркетинга.
В качестве связующего элемента выступает организационный план и раздел, содержащий оценку рисков.
Стандартизированная структура бизнес-плана
В наиболее обобщенном виде стандартизированная структура бизнес-плана на современном этапе развития данного направления управления бизнесом содержит следующие разделы:
- титульный лист, выполняющий презентационные функции. На титульном листе указывается наименование проекта, наименование организации, в отношении которой составлен бизнес-план, срок реализации проекта, контактные данные;
- резюме, представляющее собой концентрированное выражение всего содержания бизнес-плана, обеспечивающее экспресс-ознакомление с целями и задачами инвестиционного проекта, объемами вложений, показателями экономической эффективности;
- описание отрасли (целевых рынков), представляющее собой общую характеристику экономической ситуации, сложившейся в отрасли или на целевых рынках, в отношении которых предусмотрена реализация проекта;
- описание продукта, представляющее собой технико-экономическую или потребительскую характеристику выпускаемого или планируемого к выпуску продукта;
- маркетинговый план, представляющий собой развернутую характеристику маркетинговой стратегии организации, направленной на реализацию проекта, с описанием особенностей ценовой, продуктовой, сбытовой политики;
- производственный план, представляющий собой детальное изложение организационных аспектов производства, его осуществления, связанных с ним затрат;
- организационный план, характеризующий организационную структуру бизнес-единицы, представляющей бизнес-план, ее планируемое преобразование, возможности, нормативно-правовую основу деятельности, управленческий механизм проекта;
- финансовый план, содержащий экономическое обоснование проекта, в том числе финансовую стратегию, денежные потоки, прогнозную бухгалтерскую отчетность;
- оценка риска, устойчивости и чувствительности проекта;
- приложение (аппендикс), в котором излагается наглядная и справочная информация по проекту, не вошедшая в предыдущие разделы.