Виды планов на предприятии
Рассматривая отдельное предприятие, действующее в конкурентной среде, выделяют несколько типов планов, основными из которых являются следующие планы.
Стратегический план – план на долгосрочный период, обычно 10-15 лет, в котором сформулированы важнейшие цели компании в перспективе, конкретные задачи, выполнение которых зависит от времени и ресурсов, а также единая стратегия достижения целей.
Долговременный план, разрабатывается на 3-5 лет и нацелен на решение различных самостоятельных внутрифирменных проблем. Составление долговременного плана осуществляется согласно стратегическому плану и в большинстве случаев является его частью.
Текущий план (среднесрочный) – в нем отражены все направления деятельности компании и работа всех ее функциональных подразделений в текущем финансовом году. Текущий план охватывает сферу сбыта, производства, исследований и разработок, снабжения, маркетинга, развития персонала и финансовых итогов. Текущие планы выражаются в виде бюджетов по всем функциональным подразделениям. Совокупность бюджетов представляет собой финансовый годовой план, где спланированы денежные потоки, издержки и прибыль, состояние баланса предприятия.
Оперативный план – это детальный план, посвященный разрешению конкретных вопросов хозяйственной деятельности организации в краткосрочном периоде. Такие планы являются узконаправленными, для них характерна высокая степень детализации и большое разнообразие применяемых методов и приемов.
Инвестиционный проект – это план капитальных вложений, который направлен на создание новых мощностей производства. Они отличаются долговременным характером.
Бизнес-планы представляют собой планы создания нового подразделения (фирмы), нового выхода на конкурентный рынок.
Ключевые аспекты бизнес-планирования
Бизнес-планирование в компании может различаться по срокам, степени координации, точности, вносимым поправкам. Общими признаками для всех видов бизнес-планирования являются:
- Под планированием понимается упорядоченный процесс;
- Основа планирования – это обработка информации;
- При планировании ведется разработка определенных действий;
- Планирование направлено на достижение конкретных целей.
По мнению российских экономистов, планирование – это принцип организации финансов компании, который позволяет предвидеть ей свое развитие и внести корректировки в деятельность, если необходимо.
По опыту отечественных и зарубежных предприятий можно сказать, что недостаточная оценка планирования в деятельности компании может привести к большим финансовым потерям, а в некоторых случаях и к банкротству.
План организации позволяет решать задачи максимизации прибыли, повышения благосостояния собственников бизнеса при помощи выявления наиболее выгодных источников финансирования и рациональных направлений расходования средств.
Бизнес-план позволяет предпринимателю решать такие задачи:
- Определять конкретные направления хозяйственной деятельности, перспективные сбытовые рынки и место компании на данных рынках;
- Оценивать затраты, которые необходимы для производства и сбыта продукции, соизмерять издержки и цены для определения потенциальной прибыльности проекта;
- Выявлять соответствие кадрового состава требованиям по достижению целей;
- Проводить анализ материального и финансового положения организации и определять степень соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению заданных целей;
- Просчитывать риски и предусматривать возможные трудности при выполнении бизнес-плана.
Бизнес-планирование, являясь целенаправленной экономической деятельностью, позволяет рассматривать экономические, социальные, организационные, инвестиционные, управленческие и другие проблемы предприятия как единую целостную систему. Таким образом, бизнес-планирование – это основа организации и менеджмента производственного процесса, база для разработки и принятия эффективных управленческих решений.
Принципы бизнес-планирования
К основным принципам бизнес-планирования относятся:
- Принцип единства;
- Принцип участия;
- Принцип непрерывности;
- Принцип гибкости;
- Принцип точности;
- Принцип коммуникативности;
- Принцип адекватности;
- Принцип многовариантности;
- Принцип интерактивности.
Охарактеризуем каждый из вышеперечисленных принципов.
Согласно принципу единства, планирование в компании должно осуществляться системно. Все организационные планы являются совокупностью документов, которые объединены в систему.
Второй принцип означает, что планирование должно осуществляться при участии всего персонала предприятия в независимости от должности.
Принцип непрерывности состоит в том, что планирование ведется постоянно в рамках определенного цикла, разработанные планы сменяют друг друга непрерывно. Планирование должно быть непрерывным, поскольку для внешней среды характерна неопределенность, изменяются цели, задачи и представления компании о своих возможностях и внутренних ценностях.
Появление принципа гибкости обусловлено неопределенностью внешней среды. Планы должны быть составлены таким образом, чтобы в них легко можно было внести дополнения, согласованные в изменяющимися внешними и внутренними условиями. Осуществление данного принципа связано с дополнительными затратами предприятия.
Принцип точности заключается в том, что планы организации должны быть на столько конкретными и детализированными, на сколько позволяют внутренние и внешние условия. Как правило краткосрочные планы являются более точными по сравнению с долгосрочными.
Согласно принципу коммуникативности все усилия координируются и интегрируются.
При помощи принципа адекватности отражаются реальные проблемы и уровень самооценки в процессе составления бизнес-плана.
Принцип многовариантности состоит в том, что выбирается наилучшая из альтернативных возможностей осуществления поставленной цели.
Принцип интерактивности предполагает, что уже составленные разделы бизнес-плана неоднократно увязываются.