Значение бизнес-планирования в управлении инновациями
Успешное функционирование компании требует сегодня эффективных подготовки, принятия и осуществления бизнес-решений, в частности посредством исследования внутренней и внешней среды компании, прогнозирования изменений в них, обеспечении обоснованности и целесообразности принимаемых решений.
В самом общем виде управление следует рассматривать как систему действий по планированию деятельности компании, организации такой деятельности и ее корректировку для последующего развития.
Бизнес-планирование, в свою очередь, охватывает процедуру подготовки управленческих решений, касающихся любых аспектов деятельности компании – от экономических и правовых до технологических. Бизнес-планирование – это всегда подготовка концептуально новых решений, потому в определенной степени бизнес-планирование представляет собой инновационную деятельность.
Бизнес-планирование призвано решать задачи определения, оценки и обоснованности мероприятий, целью которых является совершенствование продукта, технологии его производства, производство нового продукта, учреждение новой компании.
Другими словами, бизнес-планирование опосредует инвестиционную и инновационную деятельность в позиции ее целесообразности и доходности.
Бизнес-планирование традиционно используется в отношении проектов следующих типов:
- инновационные проекты, реализация которых требует привлечение внешних финансовых и иных ресурсов, тогда бизнес-план выступает обоснованием целесообразности и доходности проекта для потенциальных инвесторов (кредиторов);
- инновационные проекты, подлежащие финансированию собственными средствами предприятия.
Задачи инновационного бизнес-планирования
Фактически бизнес-планирование представляет собой деятельность по разработке модели перехода компании из состояния в текущем моменте к более развитому посредством внедрения новых технологий, создания нового продукта, совершенствования прежнего продукта. Бизнес-планирование – это объединение стратегических и оперативных задач в одной модели развития.
Так, посредством инновационного бизнес-планирования происходит решение следующих задач:
- проведение исследования текущего состояния компании;
- определение приоритетного направления инновационного развития компании;
- определение содержательных аспектов планируемой инновационной деятельности;
- оценка эффективности планируемой инновационной деятельности, в том числе установление планируемых результатов инновационной деятельности;
- оценка прибыльности планируемой инновационной деятельности (в том числе, для инвесторов, когда инновационная деятельность предполагает внешнее финансирование);
- определение объема и видов необходимых для финансирования планируемой инновационной деятельности ресурсов;
- обоснование необходимости привлечения внешних ресурсов в качестве инвестиций или заемных средств;
- оценка рисков для определения степени возможности достижения планируемых результатов;
- обоснование необходимости внедрения инноваций и другое.
Итак, бизнес-планирование предполагает формирование фундамента инновационных преобразований в деятельности компании – определение необходимых ресурсов, источников их привлечения, установление целевых показателей деятельности, обеспечиваемых внедряемыми инновациями, оценка рисков.
Принципы инновационного бизнес-планирования
Как и всякий вид целенаправленной деятельности, бизнес-планирование строится на определенных принципах, роль которых существенно возрастает в инновационном бизнес-планировании, поскольку инновационная деятельность всегда связана со сверхрисками.
Как специфический вид планирования предпринимательства бизнес-планирование основывается на следующих важных принципах:
- объективность в оценке, как текущей ситуации, так и планируемой деятельности;
- гибкость: бизнес-планирование требует активного отклика на изменение внешней и внутренней среды, как на стадии планирования, так и в процессе реализации;
- взаимосвязь и взаимозависимость с иными планами деятельности компании – с показателями и времени действия;
- оптимизация инновационного процесса – постоянное стремление к улучшению планируемых результатов;
- альтернативность – наличие альтернативных вариантов как инструмент преодоления рисков и оптимизации результатов.
Организация инновационного бизнес-планирования
Организация бизнес-планирования должна осуществляться следующим образом: инновационное преобразование бизнеса планируется в максимально сжатые сроки при минимальных затратах на базе объективной и полной информации относительно текущего и планируемого состояния бизнеса, условий внешней и внутренней среды компании в текущий и планируемой периоды, цель планирования – это выработка наиболее эффективных путей инновационного развития, максимально привлекательных для инвестирования.
Эффективная организация бизнес-планирования требует упорядочения следующих организационных процессов:
- налаживание каналов связи между разработчиками бизнес-плана, управленцами и исполнителями, между исполнителями разных отделов, служб компании и так далее;
- проверка разработанного бизнес-плана, его ключевых характеристик для исключения необходимости его качественной переработки после принятия;
- исключение негативного воздействия процесса планирования на текущую управленческую и производственную деятельность компании;
- перманентная обработка и сохранение информации, собранной в ходе подготовки бизнес-плана, в частности, о содержании, объеме и стоимости ресурсов, услуг и работ, необходимых для его реализации;
- фиксирование и оптимизация методики и инструментов бизнес-планирования;
- максимальная информатизация каналов связи и процессов бизнес-планирования.