Сущность бизнес-планирования проектов
Бизнес-планирование проектов – это процесс по написанию бизнес-плана, в котором задействованы обе заинтересованных стороны: инвесторы, которые хотят оценить эффективность вливания средств, и сторона исполнителей, т.е. консультанты или персонал организации.
Бизнес-планирование необходимо в первую очередь инвестору, поскольку от этого во многом зависит дальнейшая деятельность предприятия, именно поэтому бизнес-планирование осуществляется при непосредственном участии инвесторов.
Основными преимуществами бизнес-планирования являются:
- Возможность четкого оформления идей, проверки их жизнеспособности с помощью расчетов;
- Ограждение предпринимателя от многих ошибок, экономия финансовых ресурсов;
- Предоставление предпринимателю полных сведений о механизме работы, что позволяет эффективнее действовать в рыночной среде;
- Выполнение действий согласно определенного плана позволяет с большей вероятностью достигать намеченных целей.
Содержание бизнес-плана
С помощью бизнес-планирования экономисты-менеджеры не только обоснуют необходимость разработки тех или иных инновационных проектов, но и реализацию его с существующих условиях рынка.
Основные объекты в бизнес-планировании – это, как правило, конкурентоспособные и высокодоходные инновационные проекты. А основное предназначение бизнес-планов – содействие выходу высококонкурентной новой продукции на рынки.
Бизнес-планы представляют собой новый вид внутрифирменного или внутрихозяйственного планирования, который распространен в небольших и средних предприятиях. Разработка бизнес-планов ведется для различных инновационных процессов, связанных с созданием новых подразделений или фирм, разработкой требуемых товаров, реконструкцией предприятия, совершенствованием технологий и т.д. они содержат обоснование определенной социально-экономической цели, имеющей законченный созидательный результат: увеличение прибыли, удовлетворение покупательских потребностей, увеличение рыночной доли, ускорение оборачиваемости продукции и др.
Определенная социально-экономическая цель для организации в предстоящем периоде должна быть наиболее полно отражена в создаваемом бизнес-плане.
При открытии новой фирмы разрабатывается комплексный бизнес-план, который содержит детальные технико-экономические расчеты для всех разделов и показателей проектирования.
Создание бизнес-планов на действующих предприятиях осуществляется с целью выполнения тактических, стратегических и оперативных задач, которые связаны с дальнейшим процессом развития производства. Если предприятие работает устойчиво и стабильно, то целью бизнес-плана может быть обновление основных фондов производства.
По определению И. В. Липсица бизнес-план – это документ, описывающий все аспекты будущего предприятия, в котором проанализированы возможные проблемы и варианты их решения.
Отличия бизнес-плана от социально-экономических планов:
- Бизнес-планирование включает не все общие цели предприятия, а одну важнейшую задачу, определяющую конкретное содержание плана новых видов деятельности. Бизнес-план ориентирован с большей части на выработку новой стратегии развития компании, а социально-экономическое планирование включает совместную текущую и перспективную деятельность.
- Разработка бизнес-планов ведется для инновационных проектов, ограниченных по времени исполнения. Планирование внутри фирмы осуществляется непрерывно.
- Основным предназначением бизнес-плана является открытие предпринимателем нового дела или же получение финансовых ресурсов для производства. Внутрифирменные планы используются чаще всего для собственного пользования в отличие от бизнес-планов, предназначенных для кредиторов и инвесторов.
- Разработка бизнес-планов ведется с непосредственным участием предпринимателя, а планирование внутри фирмы осуществляется профессиональными экономистами-менеджерами. Личное участие предпринимателя в разработке бизнес-плана позволяет выработать реальную стратегическую и оперативную цели, а также в будущем обеспечивает более совершенную организацию исполнения бизнес-проекта, основываясь на соизмерении результатов и затрат.
При рыночных условиях хозяйствования задачами бизнес-планирования предприятия являются:
- Определение виды продукции и нового дела для выхода на новые рынки;
- Определение рыночного спроса на реализуемые товары и его изменения;
- Определение ресурсов и их количества для разработки бизнес-проекта;
- Определение стоимости ресурсов и их поставщиков;
- Определение издержек на организацию производства продукции и ее реализацию;
- Расчет рыночной цены на продукцию и определение степени влияния конкурентов;
- Определение будущих показателей эффективности производства и способов их повышения.
Содержание бизнес-плана, его структура и степень детализации зависят от взаимодействия вида и объема выпускаемых товаров, величины рыночного спроса и предложения, уровня развития и масштабов производства, источников финансирования проекта и платежеспособности предприятия.
Структура бизнес-плана
Примерная структура бизнес-плана, которая раскрывает более подробно исходные данные, а также плановые показатели, разрабатываемые на их основе:
- Титульный лист, который содержит название и адрес предприятия, имена учредителей, суть проекта и его стоимость;
- Вводная часть, включающая основные положения бизнес-проекта;
- Раздел анализа текущей ситуации в отрасли;
- Цели и задачи предлагаемого проекта;
- Производственный план, включающий сущность технологических и производственных процессов, стоимость основных фондов производства и т.д.;
- План маркетинга;
- Организационный план, где содержится информация о форме собственности, партнерах, степени ответственности партнеров и т.д.;
- Финансовый план;
- Оценка рисков, где перечислены слабые стороны организации, вероятность появления инновационных технологий, варианты альтернативных стратегий и др.
- Приложения – содержат перечень основных документов.