Предмет и методы возрастной анатомии
Возрастная анатомия — это наука, которая изучает изменения строения человеческого организма в процесс индивидуального формирования при прохождении различных возрастных периодов.
Анатомия – это наука, которая изучает строение человеческого организма и исследует закономерности его развития в связи с процессом взаимодействия между ним и окружающей средой.
Анатомия рассматривает организм с позиции целостности и единства между ним и окружающей средой. Также анатомия обращает внимание на становление человеческого организма в филогенезе (процессе исторического развития органического мира).
Возрастная анатомия является комплексной наукой, которая использует знания из нескольких областей:
- хирургическая анатомия;
- топографическая анатомия;
- пластическая анатомия;
- медицина и пр.
Весьма популярным в возрастной анатомии является такой метод исследования, как параллельное изучение тех или иных черт строения органов у представителей различных возрастных групп. Сопоставление выявленных особенностей позволяет проанализировать отклонения и систему нормативного развития детей различных возрастных групп.
Возрастная анатомия рассматривает все периоды развития организма в течение жизни, а именно:
- эмбриональный (утробный период);
- постэмбриональный период (внеутробный период).
Для того, чтобы получить полноценные сведения об описанных выше периодах онтогенеза, необходимо использовать данные эмбриологии и геронтологии.
Задачи возрастной анатомии
Основными задачами, которые реализует возрастная анатомия являются:
- изучение особенностей строения различных органов, систем органов и всего организма в целом;
- выявить эндогенные и экзогенные факторы, которые определяют особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;
- определение объективных критериев строения органов, соответствующих возрастным нормам;
- установление закономерностей индивидуального развития, строения органов в соответствии с нормативными показателями;
- установление закономерностей изменения топографии органов при прохождении различных возрастных периодов.
Возрастная анатомия тесно связана с возрастной физиологией и многими другими науками из цикла биологических. Например, для понимания закономерностей формирования функций органа в тот или иной возрастной период, необходимо знать особенности развития его составных частей.
Возрастная анатомия является очень важной наукой, поскольку знания о жизнедеятельности организма и строения органов дает возможность сформировать комплексные представления о каждом возрастном этапе становления организма. Также данные возрастной анатомии дают возможность предотвратить многие соматические и вегетативные заболевания, возникающие у детей, тем самым укреплять их здоровье с самого раннего возраста.
Факты из истории развития возрастной анатомии
В нашей стране развитие возрастной анатомии было связано с открытием школ для детей из богатых семей. Основы понимания важности внедрения анатомических знаний в процесс воспитания внедрил М. В. Лесгафт, а также М. В. Ломоносов и другие ученые.
Одним из основоположников возрастной анатомии называют И.И. Мечникова, который сформулировал теорию старения и смерти, как результата отравления организма человека различными продуктами гниения белков внутри кишечника.
Серьезным прорывом в области возрастной анатомии стало открытие кафедры гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Таким образом, в полной мере научное изучение возрастных анатомических особенностей организма начинается только во второй половине 19 века. Развитие, происходящее в прошлые периоды можно охарактеризовать как накопительный этап знаний об анатомическом строении организма.
Как самостоятельное учение возрастная анатомия начала развиваться в 20 веке. Ее основоположником называли Н. П. Гундобина, который первым уделил должную степень внимания анатомо-физиологическим особенностям детского организма.
Центром изучения организма подростков и детей в нашей стране стал Институт школьной гигиены и физического воспитания АПН РСФСР.
Также данные возрастной анатомии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований организации жизни. Также возрастная анатомия позволяет понять, каким образом можно организовать учебные занятия, также занятия физической культурой, определить режим труда и отдыха.
Особенно важны данные возрастной анатомии для изучения функциональных возможностей организма. Поэтому возрастная анатомия также помогает развивать педагогическую науку, психологию, физиологию питания, труда и спорта.
Возрастная анатомия позволяет также является очень важной сферой знаний для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений. Это происходит потому, что в этот период для организма очень важна правильная организация условий жизни и обучения. При нарушении этих тенденций возникает большое количество патологий, нарушения функций центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.
Сегодня возрастная анатомия находится на позитивной стадии развития. Она позволяет повысить качество обучения, сделать его значительно более безопасным для детей различных возрастов. Методы обучения и воспитательного воздействия должны быть адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников и дошкольников.
Педагогическая эффективность определяется так же с соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимы компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учителя, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.