Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность библиотек: понятие, цели
Библиотечная деятельность нуждается в постоянном совершенствовании и развитии, выступающих залогом улучшения качества информационно-библиотечного обслуживания населения. Однако развитие библиотечной деятельности невозможно без изучения и анализа ее текущего состояния, а также исследования факторов, имеющих прогностическое значение для отрасли. В связи с этим особую роль в библиотечной деятельности играет научно-исследовательская и научно-методическая работа.
Для определения взаимосвязи исследовательской и методической деятельности в библиотеках необходимо определить сущность данных понятий, выявить их цели, а также черты сходства и различия.
Научно-исследовательская деятельность в области библиотековедения представляет собой системное изучение, анализ и обобщение результатов библиотечной практики для совершенствования процессов библиотечно-библиографической работы.
Целью научно-исследовательской деятельности является выявление закономерностей и условий развития библиотечного дела, а также решение ряда частных задач:
- Выявление взаимосвязи теории и практик в библиотечном деле.
- Использование теоретических моделей в ходе осуществления библиотечно-библиографических процессов.
- Прогнозирование поведения библиотечных процессов в связи с изменениями условий их реализации.
- Внедрение новых форм и методов библиотечной деятельности, направленных на повышение ее качества и эффективности.
- Развитие исследовательского инструментария в области изучения библиотечных процессов.
Научно-методическая работа выступает как часть организационно-управленческой деятельности, направленной на совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания через улучшение качества методической подготовки работников библиотеки, а также изучение и решение актуальных проблем в библиотечном деле.
Целью научно-методической деятельности выступает разработка методического инструментария мониторинга библиотечного процесса, а также развитие консультационно-методической службы в помощь библиотечной практике. Помимо этих целей, научно-методическая работа касается ряда других задач:
- Участие в разработке стратегии развития библиотеки, прогнозировании ее деятельности.
- Оценка эффективности работы структурных подразделений библиотеки и внесение предложение по ее улучшению.
- Организация методической помощи библиотекарям, совершенствование системы повышения квалификации сотрудников.
- Разработка, внедрение, апробация инновационных методов и оценка их эффективности в данных условиях.
Взаимосвязь научно-исследовательской и научно-методической работы в области библиотечного дела
Несмотря на различия в определении и ряде выполняемых функций, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность в библиотеке имеют много общего, в частности, оба вида деятельности:
- направлены на изучение и анализ процессов, происходящих в библиотечном деле;
- осуществляют объективный, научно обоснованный подход к библиотечной практике;
- содействуют улучшению качества работы библиотеки, развитию ее потенциала;
- способствуют развитию библиотечной сферы за счет введения инноватики.
Взаимосвязь научно-методической и научно-исследовательской работы проявляется в том, что оба направления деятельности связаны с аналитическими процессами, предполагающими выявление текущего состояния библиотечной среды, оценку его эффективности, прогнозирование на основе полученных данных.
Исследования, собранные методической службой библиотеки, часто выступают как информационная база для проведения масштабных научно-исследовательских проектов. Например, мониторинг состояния сети библиотек России позволяет на уровне библиотековедения как науки оценивать перспективы развития отрасли, предлагать меры, направленные на сохранение библиотек, что выразилось, например, в развитии форм библиотечной кооперации.
Другой аспект – влияние библиотечной науки на методическую деятельность. Именно библиотековедение как научная отрасль формирует необходимый понятий аппарат, разрабатывает методы анализ и мониторинга, которые использует методическая служба в осуществлении аналитической и консультационной помощи.
Наконец, общим аспектом для методической и исследовательской работы в библиотеке выступает внедрение библиотечных инноваций в деятельность библиотек. Инновации в отрасли возникают и как результат нестандартной практической деятельности, и как следствие моделирования. Однако в любом случае до внедрения и апробации инновационных форм работы необходимо их изучение и обоснование, прогнозирование их эффективности, а после внедрения – оценка результативности. На первом этапе разработки инновационных решений ведущая роль принадлежит научно-исследовательской работе, затем в процессы инновационной деятельности включается научно-методическая служба, адаптируя теоретические основы инноватики к конкретным практическим условиям работы библиотек.
Таким образом, взаимосвязь научно-исследовательской и научно-методической работы в области библиотечного дела отражает глубинно родство и общность этих направлений деятельности, которые являются необходимым звеном в развитии информационно-библиографических процессов.