Уровни информационного обеспечения молодежи
Механизмы государственного регулирования развития молодежной среды связаны с проблемой информационного обеспечения молодежи. Этот процесс имеет двоякую направленность. С одной стороны, субъекты и органы власти должны знать, что происходит в молодежной среде. С другой стороны, молодые люди должны иметь доступ к разной информации для удовлетворения своих информационных потребностей. Помимо этого, с проблемой информационного обеспечения молодежи связан и вопрос противодействия негативной информации, которая может отрицательно сказаться на развитии и поведении подрастающего поколения. Отсюда особую значимость приобретаю меры специальной государственной поддержки социально-значимой, позитивной информации, адресованной представителям молодого поколения.
Важность информационной поддержки молодежи объясняется таким фактором, как особенности развития в данном возрасте. Молодость – период активного формирования мировоззрения под влиянием различных сведений, усваиваемых молодым человеком извне. Следовательно, молодые люди более подвержены влиянию информационных потоков, чем люди старшего поколения, и нуждаются в руководстве и помощи для формирования информационной культуры личности.
На государственном уровне структура системы информационного обеспечения молодежи имеет несколько уровней:
- Главным звеном системы выступает Центр программно-технического управления федеральной системы информационного обеспечения молодежи, который занимается координацией информационной политики в области работы с молодежью. Помимо этого, Центр занимается методической поддержкой региональных информационных центров, занимается научно-исследовательской деятельностью в этом направлении, проводит массовые статистические исследования, а также организует всероссийские информационные мероприятия для молодежи.
- На региональном уровне работают информационные центры, которые обычно организуются в краевых, областных и республиканских управлениях и министерствах по делам молодежи. Они выполняют те же функции, что и главный информационный центр страны, однако в масштабах своего региона, а также осуществляют информационно-справочную поддержку молодежи.
- Местные органы самоуправления организуют муниципальные информационные центры, направленные на информационную поддержку, справочное обслуживание молодежи.
Система библиотечно-информационной поддержки молодежи
Иной уровень информационной поддержки молодежи представлен в системе библиотечных учреждений страны. Здесь можно говорить о существовании ряда информационно-библиотечных центров, которые специализируются на облуживании молодежи:
- Главная молодежная библиотека страны – РГБМ (Российская государственная библиотека для молодежи), осуществляющая централизацию и координацию усилий всех других библиотек, работающих с данной категорией пользователей.
- На уровне субъектов федерации действуют региональные молодежные библиотеки, однако они есть не во всех регионах, что обусловлено особенностями организации в них библиотечного обслуживания. В таком случае функции работы с молодежью принимают на себя региональные универсальные публичные библиотеки, в которых создаются специальные отделы для обслуживания читателей данной возрастной категории.
- На уровне муниципалитетов организуются городские, районные молодежные библиотеки, которые охватывают молодых людей, проживающих непосредственно в данном населенном пункте.
Ведущей проблемой взаимодействия уровней информационного обеспечения молодежи остается развития системного подхода к их работе. Это значит, что все уровни должны выступать частью общей системы работы по информационной поддержке молодых пользователей. Это предполагает координацию их усилий, наличие общего плана и направлений работы, а также создание эффективной коммуникации между разными уровнями системы.
Основные направления информационной политики в работе с молодежью
Для качественного и полного обеспечения молодежи необходимой информацией, необходимо знать информационные потребности молодежи. С целью изучения информационных запросов молодежи проводятся различные исследования, содержанием которых являются:
- Мониторинг, статистические исследования и анализ данных, касающихся уровня жизни молодежи и ее социального статуса.
- Создание банка информационных данных, которые связаны с результатами реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения молодежи.
- Прогнозирование социальных, экономических, демографических, культурных и иных последствий законодательных актов, принимаемых в сфере информационной поддержки молодежи.
- Разработка целевых программ развития и поддержки молодежной информационной среды, а также инициатив, действующих в этой области.
Таким образом, уровни информационного обеспечения молодежи отражают систему государственной политики по работе с молодыми людьми и обеспечивают комплексный охват информированием данной социальной категории.