Специальная библиотека в системе библиотечно-информационного облуживания
Вопросы развития и совершенствования деятельности специальных библиотек являются наиболее актуальными в свете государственной политики, направленной на развитие информационной компетентности в обществе.
К специальным библиотечным учреждениям можно отнести такие библиотеки, которые обслуживают определенную группу пользователей, что отражается на особенностях их комплектования и содержании их деятельности.
В нашей стране система специальных библиотек получила широкое распространение еще в период существования СССР. Именно тогда сформировались основные виды специальных библиотек:
- Научные библиотеки, в том числе и те, которые функционируют при научно-исследовательских институтах, научных центрах и филиалах РАН.
- Учебные библиотеки разных по уровню образовательных учреждений.
- Производственные библиотеки предприятий.
Иногда к специальным библиотекам также относят библиотеки, создаваемые для обслуживания особой категории пользователей:
- Детские и юношеские библиотеки.
- Библиотеки для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Библиотеки для сотрудников ведомств, правительственных учреждений.
Независимо от вида специальной библиотеки ее комплектование, перечень оказываемых услуг, а также общий характер деятельности определятся информационными потребностями конкретной категории пользователей. Не всегда библиотечные сотрудники, занятые в работе таких библиотек, обладают необходимым уровнем специальных знаний, позволяющих им эффективно реализовать информационные функции в сфере производственной, научной и учебной деятельности. Эффективной формой повышения методической и профессиональной компетенции библиотекарей специальных библиотек выступает тьюторство как форма наставничества.
Тьюторство в специальных библиотеках
Тьюторство – одна из форм специализированной наставнической деятельности, которая осуществляется специально подготовленным специалистом – тьютором, который занимается организационно-методическим сопровождением библиотечной деятельности.
В качестве тьютора может выступать:
- Научный сотрудник, преподаватель или специалист сферы производства.
- Методист или менеджер в сфере инновационных технологий в библиотеке.
- Управленец (например, руководитель библиотечного учреждения).
- Сотрудник другой библиотеки, выступающий как приглашенный специалист.
- Профессиональный бизнес-тренер или коуч-консультант.
В задачи тьютора входят следующие направления деятельности:
- Информационно-разъяснительная работа, связанная с раскрытием специфики деятельности учреждения, для нужд которого создается библиотека.
- Организационное сопровождение деятельности специальной библиотеки.
- Методическая помощь и повышение квалификации сотрудников в рамках института наставничества.
- Решение локальных проблем, возникающих в сфере специализированного информационно-библиотечного обслуживания.
- Внедрение инновационных процессов в практику работы специальной библиотеки.
- Повышение эффективности взаимодействия библиотеки и пользователей.
- Поиск новых методов удовлетворения информационных потребностей пользователей специальных библиотек.
Тьюторство является эффективной формы работы, поскольку позволяет внедрять гибкие формы управления и обучения сотрудников, способствует обмену опытом в библиотечной среде, повышает эффективность функционирования библиотек.
Особенно широко распространено тьюторство в научно-учебных библиотеках, где в функции тьютора может выступать научный сотрудник или преподаватель, участвующий в разработке специальных информационных мероприятий для обучающихся или научных работников учреждения. В частности, такой тьютор участвует в процессах комплектования, в подборе и оценке литературы для пополнения фондов специальной библиотеки, координирует деятельность библиотекарей в процессе подготовки информационно-просветительских мероприятий, проводит мониторинг эффективности информационного обслуживания с точки зрения повышения качества учебной деятельности или научной работы.
Тьюторство также востребовано в библиотеках для детей и юношества, в специализированных библиотеках для лиц с ОВЗ. В этих учреждениях в качестве тьюторов выступают педагоги, психологи, которые сопровождают процесс информационно-библиотечного обслуживания, изучают потребности пользователей, доводят до библиотекарей информацию об уровне удовлетворенности пользователей системой обслуживания в библиотеке и мерах по ее улучшению. Тьютор, работающий непосредственно с пользователями, упрощает процессы использования ресурсов библиотеки для читателя, способствует налаживанию коммуникации читателя и библиотекаря, сопровождает пользователя, который нуждается в дополнительных услугах в силу возрастных или физических особенностей.
В настоящее время тьюторство в библиотеках активно развивается за рубежом. В нашей стране процессы внедрения этой практики в систему библиотечной работы пока не носят характера постоянного явления. Между тем опыт показывает, что специальные библиотеки нуждаются в тьюторском сопровождении, поэтому актуальным становится вопрос подготовки тьюторов, а также финансирования их деятельности.