Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тьюторство в специальных библиотеках

Специальная библиотека в системе библиотечно-информационного облуживания

Вопросы развития и совершенствования деятельности специальных библиотек являются наиболее актуальными в свете государственной политики, направленной на развитие информационной компетентности в обществе.

Определение 1

К специальным библиотечным учреждениям можно отнести такие библиотеки, которые обслуживают определенную группу пользователей, что отражается на особенностях их комплектования и содержании их деятельности.

В нашей стране система специальных библиотек получила широкое распространение еще в период существования СССР. Именно тогда сформировались основные виды специальных библиотек:

  1. Научные библиотеки, в том числе и те, которые функционируют при научно-исследовательских институтах, научных центрах и филиалах РАН.
  2. Учебные библиотеки разных по уровню образовательных учреждений.
  3. Производственные библиотеки предприятий.

Иногда к специальным библиотекам также относят библиотеки, создаваемые для обслуживания особой категории пользователей:

  1. Детские и юношеские библиотеки.
  2. Библиотеки для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Библиотеки для сотрудников ведомств, правительственных учреждений.

Независимо от вида специальной библиотеки ее комплектование, перечень оказываемых услуг, а также общий характер деятельности определятся информационными потребностями конкретной категории пользователей. Не всегда библиотечные сотрудники, занятые в работе таких библиотек, обладают необходимым уровнем специальных знаний, позволяющих им эффективно реализовать информационные функции в сфере производственной, научной и учебной деятельности. Эффективной формой повышения методической и профессиональной компетенции библиотекарей специальных библиотек выступает тьюторство как форма наставничества.

Тьюторство в специальных библиотеках

Определение 2

Тьюторство – одна из форм специализированной наставнической деятельности, которая осуществляется специально подготовленным специалистом – тьютором, который занимается организационно-методическим сопровождением библиотечной деятельности.

«Тьюторство в специальных библиотеках» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В качестве тьютора может выступать:

  1. Научный сотрудник, преподаватель или специалист сферы производства.
  2. Методист или менеджер в сфере инновационных технологий в библиотеке.
  3. Управленец (например, руководитель библиотечного учреждения).
  4. Сотрудник другой библиотеки, выступающий как приглашенный специалист.
  5. Профессиональный бизнес-тренер или коуч-консультант.

В задачи тьютора входят следующие направления деятельности:

  1. Информационно-разъяснительная работа, связанная с раскрытием специфики деятельности учреждения, для нужд которого создается библиотека.
  2. Организационное сопровождение деятельности специальной библиотеки.
  3. Методическая помощь и повышение квалификации сотрудников в рамках института наставничества.
  4. Решение локальных проблем, возникающих в сфере специализированного информационно-библиотечного обслуживания.
  5. Внедрение инновационных процессов в практику работы специальной библиотеки.
  6. Повышение эффективности взаимодействия библиотеки и пользователей.
  7. Поиск новых методов удовлетворения информационных потребностей пользователей специальных библиотек.

Тьюторство является эффективной формы работы, поскольку позволяет внедрять гибкие формы управления и обучения сотрудников, способствует обмену опытом в библиотечной среде, повышает эффективность функционирования библиотек.

Особенно широко распространено тьюторство в научно-учебных библиотеках, где в функции тьютора может выступать научный сотрудник или преподаватель, участвующий в разработке специальных информационных мероприятий для обучающихся или научных работников учреждения. В частности, такой тьютор участвует в процессах комплектования, в подборе и оценке литературы для пополнения фондов специальной библиотеки, координирует деятельность библиотекарей в процессе подготовки информационно-просветительских мероприятий, проводит мониторинг эффективности информационного обслуживания с точки зрения повышения качества учебной деятельности или научной работы.

Тьюторство также востребовано в библиотеках для детей и юношества, в специализированных библиотеках для лиц с ОВЗ. В этих учреждениях в качестве тьюторов выступают педагоги, психологи, которые сопровождают процесс информационно-библиотечного обслуживания, изучают потребности пользователей, доводят до библиотекарей информацию об уровне удовлетворенности пользователей системой обслуживания в библиотеке и мерах по ее улучшению. Тьютор, работающий непосредственно с пользователями, упрощает процессы использования ресурсов библиотеки для читателя, способствует налаживанию коммуникации читателя и библиотекаря, сопровождает пользователя, который нуждается в дополнительных услугах в силу возрастных или физических особенностей.

В настоящее время тьюторство в библиотеках активно развивается за рубежом. В нашей стране процессы внедрения этой практики в систему библиотечной работы пока не носят характера постоянного явления. Между тем опыт показывает, что специальные библиотеки нуждаются в тьюторском сопровождении, поэтому актуальным становится вопрос подготовки тьюторов, а также финансирования их деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot