Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии у читателей публичных библиотек

Проблема чтения поэзии в аспекте библиотечно-информационного обслуживания

В муниципальных библиотеках осуществляются мероприятия, направленные на продвижение лирики в читательскую среду. В практике массовой работы широко используются различные форматы организации мероприятий в этом направлении:

  1. Проводятся встречи с поэтами-земляками (как профессиональными поэтами, так и любителями).
  2. Проходят презентации поэтических сборников, изданных местными авторами или литературными объединениями.
  3. Организуются музыкально-поэтические вечера, посвященные русской поэзии.
  4. Функционируют клубы любителей стихов, в состав которых входят поэты-любители, учителя-словесники, просто читатели лирики.
  5. Организуются конкурсы чтецов поэтических произведений.

Вышеперечисленные массовые мероприятия популярны среди читателей, у которых уже имеется развитый интерес к чтению поэзии. Однако большинство читателей, у которых нет ярко выраженного интереса к поэзии, остаются вне этих мероприятий и форм работы. Поэтому сотрудникам библиотек необходимо включить в работу эффективные методы формирования интереса к произведениям поэзии, особенно у подрастающего поколения.

Необходимость коррекции читательского отношения клирике объясняется жизненной потребностью: пользователи, не включающие поэтические произведения в зону читательских предпочтений, оказываются вне сферы библиотерапевтического воздействия лирики на личность. Это воздействие связано с тем, что создание и чтение стихотворных текстов являются средствами вербализации эмоций и переживаний индивида. Таким образом, лирика созвучна мыслям, чувствам и переживаниям читателей любого возраста.

Теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии у читателей публичных библиотек

Опыт библиотечного обслуживания показывает, что новые читательские интересы основываются на имеющихся и вполне сформировавшихся предпочтениях. Поэтому у читателя, который уже испытывает потребность в чтении прозы, а также интерес к определенным ее жанрам, можно развить устойчивый интерес к чтению поэтических произведений.

Определение 1

Теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии базируются на общих принципах работы с читателями по приобщению их к чтению, формированию потребности в постижении лирики и ее образов.

«Теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии у читателей публичных библиотек» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для развития устойчивого интереса к чтению стихотворений на базе уже сложившегося интереса к прозаическим текстам необходимо установить, какая связь (тематическая, стилистическая или другая) существуют между содержанием прозы, предпочитаемой читателем, и поэтическими произведениями, которые может рекомендовать библиотекарь.

Связи между прозой и поэзией могут быть разного рода:

  1. Связь на уровне глубинных образов-архетипов.
  2. Интертекстуальные связи, которые реализуются посредством цитирования, аллюзий, реминисценций.
  3. Связи, возникающие в произведениях одного автора, который пишет прозу и поэзию.

Выявлению таких связей должно быть отведено особое место при анкетировании читателей. Библиотекарь может разработать блок вопросов, который поможет установить, какие архетипические образы, сюжеты, темы привлекают читателя, а также насколько он осознает интертекстуальные связи между поэтическими и прозаическими текстами.

Начать работу с приобщения читателей к чтению стихов необходимо с тех форм работы, которые непосредственно воздействуют на эмоционально-образную сферу. К ним можно отнести литературно-музыкальные вечера, которые регулярно проводятся в библиотеке. В программу таких мероприятий необходимо включать поэтические произведения, тематически связанные с содержанием мероприятия. Например, литературно-музыкальный вечер, посвященный литературе периода Великой Отечественной войны, должен включать отрывки из стихотворений К. Симонова, А. Твардовского, Д. Самойлова и других поэтов-фронтовиков. Это помогает читателям увидеть, что отражение военных событий в стихах проникнуто теми же мыслями, чувствами, переживаниями, идеями, что и в прозе.

Помимо формы литературно-музыкального вечера, можно использовать и другие форматы проведения мероприятий с включением поэтических текстов:

  1. Познавательные часы, в которых используется поэтический текст в качестве эпиграфа, дополнения к основному содержанию.
  2. Литературные игры и квесты. Так, в мемориальной библиотеке Р. Рождественского (Алтайский край) существует игровой зал, в котором размещены различные игры со словами, выполненные на основе стихотворений поэта. Читатели могут попробовать «собрать» пазл из строк стихотворения, разгадать стихотворный ребус, прочитать стихотворение-рисунок и проч. Этот формат стимулирует воображение, интерес к поэтической форме, прививает вкус к языку.
  3. Конкурсы в библиотеке. Например, конкурсы иллюстраций или поделок, которые выполнены по мотивам стихотворений русских поэтов.
  4. Литературные кафе, в ходе которых читатели выступают в роли «дегустаторов» разных литературных произведений, в том числе и поэтических текстов.

Таким образом, теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии у читателей публичных библиотек базируются на традиционных формах массовой работы, направленных на продвижение и пропаганду чтения. При этом библиотекарь делает акцент на содержании и форме поэтического текста, постепенно формируя у читателей интерес к лирике и потребности в ее чтении.

Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot