Продвижение чтения как одно из направлений библиотечной деятельности
В современном мире растет число людей, преимущественно среди молодежи, которые не читают или же используют чтение исключительно как инструмент получения необходимой информации в процессе обучения или работы. При этом культурно-развивающая, досуговая функции чтения остаются невостребованными. В этих условиях перед библиотекарем стоит задача привлечь потенциального читателя к книге, продемонстрировать новые формы взаимодействия с аудиторией, а также показать пользу чтения для развития личности.
Продвижение чтения представляет собой форму библиотечной массовой работы, которая заключается в создании условий для методической, информационной, рекламной поддержки чтения, а также популяризации книги через знакомство с ней читателей посредством различных мероприятий.
Для продвижения чтения в нечитающую среду используются новые формы работы с читателями, а также современные мультимедийные технологии, совершенствующие процессы библиотечного обслуживания.
К наиболее популярным формам работы по продвижению чтения в библиотеке можно отнести:
- Использование инновационных форм массовой работы с читателями и аудиторией.
- Активное внедрение интерактивных форматов взаимодействия с читателями.
- Ориентация на мобильные формы библиотечного обслуживания, отказ от конкретной локации оказания библиотечных услуг.
- Использование современных форм библиотечного информирования, в том числе с помощью цифровых ресурсов.
- Внедрение в практику работы современных компьютерных и мультимедийных технологий.
Современные технологии продвижения чтения в нечитающую среду
Популярный формат работы, используемый в библиотеке, - организация библиошоу, посвященных как отдельным произведениям или творчеству определенного автора, так и чтению в целом.
Библиошоу представляет собой комплексное мероприятие, в основе которого лежит совокупность различных форм массовой работы.
В ходе библиошоу организуются выставки, проводятся викторины, презентации новых изданий, организуются встречи с писателями, читательские марафоны, а также литературные конференции, библиотечные спектакли, кинопоказы и проч.
Интересной формой работы, привлекающей в библиотеку молодежь, является проведение библиотечных акций. Акции проводятся в различных форматах:
- Флешмобы в поддержку книги и чтения. Флешмобы представляют собой интерактивные акции, основанные на одновременном выполнении участниками каких-либо действий, запланированных организаторами. Это может быть танец, раздача листовок, скандирование слоганов, исполнение песни и проч. В поддержку чтения устраиваются флешмобы, посвященные «эстафетному чтению», когда участники по очереди вслух читают отрывки из произведений классиков, а также рекламные движения с целью привлечения людей в библиотеку.
- Формат выездного читального зала предполагает организацию экспозиции книг и периодики вне стен библиотеки, а на открытой площадке, где с ней могут познакомиться все желающие.
- «Громкие чтения» на публичных площадках (парки, скверы): участниками таких чтений могут стать как сами библиотекари, так и посетители, выбрав отрывок из своего любимого произведения.
- Интернет-акции (различные акции в социальных сетях, конкурсы репостов, розыгрыш призов и проч.). К примеру, в одной из массовых библиотек был организован конкурс фотографий «Book-симпатия»: необходимо было сфотографироваться с любимой книгой в библиотеке и разместить фотографию на своей странице в социальной сети под соответствующим хештегом.
Востребованной формой работы с нечитающей аудиторией является организация выездной работы библиотеки. Конкретные формы реализации этого направления различны. Библиотеки проводят сезонные акции («Библиотечный дворик», «Читающий сквер»), организуя выездные площадки обслуживания читателей. Также работники библиотек организуют выездные мероприятия для школ, колледжей, университетов с целью привлечения новых пользователей из числа учащейся молодежи.
Библиотечные проекты, направленные на популяризацию книги и чтения, разнообразные по форматам. Так, в последнее время практикуется такой визуальный проект, как «Живая витрина». Библиотекари переодеваются в костюмы героев классических произведений или создают современные образы читающего человека и организуют «живые выставки» у библиотечных окон. Такой формат, неожиданный для современного человека, занятого своими делами и не имеющего времени для чтения, призван привлечь пользователя в библиотеку, показать ему важность книги в жизни человека.
Другой способ продвижения чтения в нечитающую среду – использование современных цифровых технологий, а также возможностей Интернета. Это касается размещения на сайте библиотеки интерактивных электронных выставок, посвященных разным книгам, подготовки видеообзоров новинок, ведение библиотечных блогов «Советуем прочитать» или организации конкурсов для читателей в социальных сетях.
Среди подростков и молодежи интерес вызывают различные формы визуальной презентации книг: просмотр экранизаций, создание и обсуждение буктрейлеров, мультфильмов, комиксов по мотивам книг.
С целью продвижения книги и чтения также активно используется такой формат работы, как организация литературных конкурсов:
- Конкурсы чтецов, организуемые для знакомства широкой аудитории с произведениями классических авторов.
- Конкурсы начинающих писателей (авторов), позволяющие творческой молодежи обмениваться идеями и художественными открытиями.
- Конкурс иллюстраций к произведениям художественной литературы.
- Конкурс буктрейлеров по мотивам популярных или классических произведений.
- Конкурс рецензий или эссе, посвященных конкретному произведению или творчеству автора в целом.
В ходе целенаправленной работы по развитию интереса к чтению у нечитающей аудитории удается увеличить число пользователей библиотеки, а также создать условия для приобщения к книге и чтению молодежи.