Стандартизация в библиотечно-информационной деятельности
Стандартизация представляет собой деятельность, включающую разработку и утверждение документов, направленных на упорядочение деятельности библиотек, издательских центров и иных структур.
Стандартизация направлена на поддержание действующих стандартов, их обновление и замену, а также другие мероприятия, ориентированные на внедрение стандартов в практику.
Стандартизация обеспечивают реализацию следующих приоритетных направлений развития библиотечного дела:
- Внедрение инновационных технологий в работу библиотек.
- Улучшения взаимодействия библиотек на межрегиональном и международном уровнях.
- Повышение качества библиотечного обслуживания.
- Развитие форм использования ресурсов библиотек.
- Включение российского библиотековедения в глобальное информационное сообщество.
Деятельность по стандартизации в нашей стране регламентирует Федеральный закон №162 «О стандартизации в Российской Федерации», принятый в 2015 году. На сегодняшний момент в стране действует до семидесяти стандартов области издательского дела, информации, а также библиотечной деятельности, которые объединяются в национальную систему СИБИД.
Данные стандарты определяют систему библиотечно-библиографической, информационно-технической, издательской терминологии, которая используется в документации. На их основе составляются библиографические описания ресурсов, происходит индексация документов в электронном каталоге и другие технологические процессы.
Стандарты системы СИБИД существуют в трех разновидностях:
- Стандарты терминологии, которые вводят новые термины и уточняют понимание уже используемых.
- Стандарты деятельности библиотек и архивов, которые касаются операциональной стороны осуществляемых в них процессов.
- Источники документальной информации, содержащие сведения относительно актуальных аспектов информационно-библиотечной работы (например, комплектование фондов, обслуживание пользователей, библиографическое оформление документов и др.).
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
Стандарт - это не просто инструмент упорядочивания терминологии, он также является фактором самоорганизации процессов библиотечной работы. Рассмотрим наиболее востребованные из них в области библиотечной деятельности.
ГОСТ Р 7.0.102-2018, содержащий сведения о комплектовании фондов научных библиотек. Данный стандарт был разработан впервые и включает актуальную информацию о комплектовании научных библиотек. Стандарт определяет специфику научной библиотеки и обусловленные этой спецификой требования к комплектованию фондов специальной и отраслевой литературой. Также он очерчивает круг источников комплектования и вводит новые термины, связанные с появлением в фонде научных библиотек электронных документов и способов предоставления доступа к ним пользователей.
Национальный стандарт ГОСТ 7.0.96-2016 определяет особенности структуры и функционирования электронных библиотек. Будучи новой формой для отечественной информационной среды, электронная библиотека представлена в стандарте с точки зрения ее сущности, структуры, состава, особенностей функционирования и обслуживания пользователей. Стандарт вводит новые термины, связанные с деятельностью электронной библиотеки: например, контент, метаданные, функциональность библиотеки и проч.
ГОСТ Р 7.0.100-2018 определяет особенности библиографического описания документов. Он согласован с международной системой библиографических требований ISBD, поэтому направлен на упорядочивание принципов презентации библиографических сведений о документе при обмене информационными ресурсами. Стандарт нацелен на унификацию правил оформления записи о документах, а также приведении всей системы библиографического учета в соответствии с международными нормами.
ГОСТ Р 7.0.103-2018 регламентирует порядок обслуживания пользователей в библиотеке. Стандарт содержит перечень терминов, рекомендуемых к применению при описании процессов библиотечной деятельности. Он включает такие термины, как «информационно-библиотечное обслуживание», «библиотечная услуга» «электронная услуга», «информационный запрос», «удаленный пользователь» и проч. Также стандарт регламентирует все формы взаимодействия библиотечных учреждений с пользователями в процессе предоставления информационных ресурсов.
Стандартизация в библиотечном и информационном деле – необходимый процесс, позволяющий определить терминологическую составляющую данных видов деятельности, определить зоны внедрения инноваций и изменений, а также регламентировать и унифицировать процессы, лежащие в основе информационно-библиотечного обслуживания и устранить противоречия, которые могут быть обусловлены несоответствием практики теоретическим аспектам и нормам деятельности.