Школьная библиотека: функции и место в системе образования
Школьная библиотека выступает как одно из структурных подразделений школы, основной задачей которого является обеспечение образовательного процесса необходимыми информационными ресурсами.
Современная библиотека в школе выполняет несколько функций, а именно:
- способствует реализации образовательной программы, обеспечивая удовлетворение учебно-информационных потребностей всех участников учебного процесса: педагогов, учеников, их родителей;
- формирует потребность в самообразовании и саморазвитии с использованием различных информационных ресурсов;
- помогает воспитательной работе школы, участвуя в различных направлениях воспитательной деятельности, а также являясь центром внеклассной работы;
- способствует развитию информационной и общей культуры личности, участвуя в формировании социально значимых ценностей и смыслов.
Библиотека в структуре образовательного процесса занимает важное место, так как является важным звеном в процессе обеспечения детей и педагогов необходимыми учебно-методическими ресурсами, создает в школе безопасную информационную среду и способствует распространению знаний.
Направления деятельности школьной библиотеки
Библиотека в школе осуществляет различные виды деятельности, реализуя их в следующих направлениях работы:
- осуществляет комплектование специальной учебной и методической литературой, необходимой для осуществления учебного процесса;
- проводит учет, обработку, хранение документов для нужд образовательной деятельности;
- производит обслуживание педагогов, учеников, родителей в соответствии с их информационными потребностями;
- участвует в проведении воспитательных мероприятий;
- организует занятия, направленные на развитие и повышение информационной культуры учеников;
- оказывает методическую помощь учителям и другим педагогическим работникам;
- участвует в популяризации документного фонда с помощью проведения выставок и массовых мероприятий.
Библиотека в школе из хранилища книг и документов превращается в информационный центр, обеспеченный современными техническими средствами, необходимыми для автоматизации процессов библиотечной работы и развития компьютерной грамотности читателей.
Роль школьной библиотеки в формировании детского чтения
Популяризация книги и продвижение чтения – проблема, с которой приходится сталкиваться работникам школьных библиотек. Чаще всего дети, приходящие в школу, не имеют опыта пользования публичной детской библиотекой, поэтому школьная библиотека является для детей основным местом взаимодействия с книгой. В этой ситуации школьный библиотекарь сталкивается с необходимостью помочь ребенку освоиться в библиотеке, в структуре ее фондов и использовать ресурсы библиотеки для решения учебных задач, самообразования и развития.
Основные аспекты работы по продвижению чтения в школьной библиотеке связаны с популяризацией фонда через выставки и массовые мероприятия. Кроме этого, продвижению чтения в среде подростков способствует знакомство со справочной информацией при подготовке докладов, рефератов, поиске необходимых ресурсов для выполнения проектных и исследовательских задач.
В школьной библиотеке проводятся различные формы мероприятий, ориентированные как на знакомство с фондами, так и на реализацию воспитательной работы, в их числе:
- библиотечные уроки, посвященные рассказу об устройстве библиотеки и правилам пользования ее ресурсами,
- часы знаний и информационные часы, посвященные актуальным темам,
- различные интеллектуально-познавательные игры и викторины,
- презентации новых изданий,
- мероприятия к юбилею писателей и книг,
- недели чтения и проч.
С помощью этих мероприятий не только повышается уровень информационной культуры, но и формируется имидж школьной библиотеки как центра образовательной и культурной жизни учебного учреждения.
Другим направлением работы является развитие информационно-библиографической компетенции школьников. Эта часть деятельности школьного библиотекаря осуществляется с помощью индивидуального и группового информирования, а также с помощью организации внеурочной деятельности. Школьный библиотекарь разрабатывает и ведет различные виды внеурочных занятий, направленных на развитие информационно-библиографических навыков, умений использовать различные источники информации, анализировать их и обрабатывать, а также организует работу по воспитанию культуры обращения с книгой.
Таким образом, школьная библиотека занимает одно из важнейших мест в образовательном процессе, способствуя распространению необходимой учебной информации, повышению информационно-культурного потенциала детей и организации методического обслуживания педагогов и родителей.