Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Руководство чтением в контексте российских традиций

Руководство чтением и его принципы

В современных условиях перед библиотекой и школой остро стоит вопрос развития интереса к чтению у детей и подростков. Нацеленность стандартов образования на развитие функциональной грамотности, формирование навыков чтения и работы с разными источниками информации, декларирует прагматический подход к книге. Сам по себе этот подход неплох, однако сугубо утилитарное отношение к литературе лишает читательскую деятельность важного аспекта эстетического общения с книгой, которая является произведением искусства слова. В этих условиях необходимо обращение к опыту, имеющемуся в отечественном библиотечном деле и педагогике чтения, для рационального руководства чтением детей и подростков, которое поможет объединить функциональный и эстетический подходы к читательской деятельности.

Определение 1

Руководство чтением представляет собой важный аспект педагогики чтения, который проявляется в наличии целенаправленного, специального организованного процесса управления читательской деятельностью детей и подростков для ее развития и совершенствования.

Руководство чтением не предполагает диктата со стороны педагога или библиотекаря, оно основывается на следующих принципах:

  1. Учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка при определении круга чтения.
  2. Гармоничное сочетание интересов ребенка с требованиями педагогики чтения.
  3. Ориентация на сильные стороны читательской деятельности.
  4. Рекомендательно-разъяснительный характер, исключающий принуждение к чтению.
  5. Развитие читательских навыков и интересов, способствующих прогрессу читательской культуры.

Руководство чтением в контексте российских традиций

Отечественные традиции в руководстве детским чтением начинают складываться еще в конце XVIII века, а в XIX-XX веках активно развиваются благодаря появлению массового книгоиздания и специальной детской литературы. К традиционным аспектам российской культуры детского чтения следует отнести следующие параметры:

«Руководство чтением в контексте российских традиций» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Эмоциональная составляющая, рассматривающая литературу как средство воздействия на чувственный мир ребенка. Недаром первый журнал для детей, изданный Н. Н. Новиковым в 1775 году, назывался «Детское чтение для сердца и разума», что подчеркивало особую значимость чтения для формирования духовной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
  2. Личная причастность к событиям произведения, которая предполагает формирование ценностного отношения к книге, ее героям, их поступкам, вовлечение читателя в диалог с книгой, автором, событиями за счет актуализации связи книги с личным опытом читателя, его духовным миром, потребностями и интересами.
  3. Развитие потребности в творческом осмыслении книги: литература становится источником не только духовно-эмоциональных переживаний, но и катализатором творческой деятельности ребенка. Это может быть связано с творческой интерпретацией произведения, например, с помощью рисунка, инсценировки, создания собственного литературного произведения по мотивам книги (комикса или буктрейлера).
  4. Ориентация на гуманистический, нравственный потенциал литературы и ее воспитательное значение для формирования внутреннего мира ребенка. Русская литература всегда выступала основой для развития мировоззрения, духовно-нравственных ценностей и норм, способствовала развитию самосознания и становлению гражданской позиции личности.
  5. Библиотерапевтический эффект русской литературы, который заключался в том, что ребенок, вовлекаясь в процессы сопереживания и сочувствия героям книг, получал необходимый жизненный опыт, усваивал законы общественной жизни.
  6. Интерес к внутреннему миру человека, его психологии, индивидуальности и неповторимости, приучавший ребенка к анализу своей внутренней жизни, развивавший навыки самооценки и критического отношения к себе.
  7. Диалогический характер литературы, развивавший у ребенка потребность в обсуждении произведения, его оценке, передаче своих чувств и впечатлений, обмене мнениями, которые способствовали коммуникативному развитию ребенка.

Как видно из приведенного перечня параметров, принципы руководства детским чтением, сформировавшиеся в отечественных условиях, базировались на традициях гуманистической педагогики чтения. Чтение не сводилось к обучению навыкам эффективного использования текста для извлечения информации. Оно приобретало огромное воспитательное значение, становилось фактором личностного развития и социализации подрастающего поколения.

Опираясь на лучшие традиции детского чтения, современная педагогика чтения должна опираться на имеющиеся принципы руководства чтением детей и подростков. Это предполагает следующие ориентиры в деятельности библиотек и центров детского чтения:

  1. Приоритет воспитательной функции чтения над утилитарной, практической (информационной).
  2. Использование разнообразных диалоговых форм в работе с юными читателями.
  3. Стимулирование творческой читательской активности.
  4. Учет индивидуальных особенностей читателей.
  5. Опора на жизненный опыт читателя.

Руководство чтением в контексте российских традиций является неотъемлемой частью педагогики чтения и востребовано современным обществом как инструмент развития культуры чтения подрастающего поколения.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot