Руководство чтением и его принципы
В современных условиях перед библиотекой и школой остро стоит вопрос развития интереса к чтению у детей и подростков. Нацеленность стандартов образования на развитие функциональной грамотности, формирование навыков чтения и работы с разными источниками информации, декларирует прагматический подход к книге. Сам по себе этот подход неплох, однако сугубо утилитарное отношение к литературе лишает читательскую деятельность важного аспекта эстетического общения с книгой, которая является произведением искусства слова. В этих условиях необходимо обращение к опыту, имеющемуся в отечественном библиотечном деле и педагогике чтения, для рационального руководства чтением детей и подростков, которое поможет объединить функциональный и эстетический подходы к читательской деятельности.
Руководство чтением представляет собой важный аспект педагогики чтения, который проявляется в наличии целенаправленного, специального организованного процесса управления читательской деятельностью детей и подростков для ее развития и совершенствования.
Руководство чтением не предполагает диктата со стороны педагога или библиотекаря, оно основывается на следующих принципах:
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка при определении круга чтения.
- Гармоничное сочетание интересов ребенка с требованиями педагогики чтения.
- Ориентация на сильные стороны читательской деятельности.
- Рекомендательно-разъяснительный характер, исключающий принуждение к чтению.
- Развитие читательских навыков и интересов, способствующих прогрессу читательской культуры.
Руководство чтением в контексте российских традиций
Отечественные традиции в руководстве детским чтением начинают складываться еще в конце XVIII века, а в XIX-XX веках активно развиваются благодаря появлению массового книгоиздания и специальной детской литературы. К традиционным аспектам российской культуры детского чтения следует отнести следующие параметры:
- Эмоциональная составляющая, рассматривающая литературу как средство воздействия на чувственный мир ребенка. Недаром первый журнал для детей, изданный Н. Н. Новиковым в 1775 году, назывался «Детское чтение для сердца и разума», что подчеркивало особую значимость чтения для формирования духовной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
- Личная причастность к событиям произведения, которая предполагает формирование ценностного отношения к книге, ее героям, их поступкам, вовлечение читателя в диалог с книгой, автором, событиями за счет актуализации связи книги с личным опытом читателя, его духовным миром, потребностями и интересами.
- Развитие потребности в творческом осмыслении книги: литература становится источником не только духовно-эмоциональных переживаний, но и катализатором творческой деятельности ребенка. Это может быть связано с творческой интерпретацией произведения, например, с помощью рисунка, инсценировки, создания собственного литературного произведения по мотивам книги (комикса или буктрейлера).
- Ориентация на гуманистический, нравственный потенциал литературы и ее воспитательное значение для формирования внутреннего мира ребенка. Русская литература всегда выступала основой для развития мировоззрения, духовно-нравственных ценностей и норм, способствовала развитию самосознания и становлению гражданской позиции личности.
- Библиотерапевтический эффект русской литературы, который заключался в том, что ребенок, вовлекаясь в процессы сопереживания и сочувствия героям книг, получал необходимый жизненный опыт, усваивал законы общественной жизни.
- Интерес к внутреннему миру человека, его психологии, индивидуальности и неповторимости, приучавший ребенка к анализу своей внутренней жизни, развивавший навыки самооценки и критического отношения к себе.
- Диалогический характер литературы, развивавший у ребенка потребность в обсуждении произведения, его оценке, передаче своих чувств и впечатлений, обмене мнениями, которые способствовали коммуникативному развитию ребенка.
Как видно из приведенного перечня параметров, принципы руководства детским чтением, сформировавшиеся в отечественных условиях, базировались на традициях гуманистической педагогики чтения. Чтение не сводилось к обучению навыкам эффективного использования текста для извлечения информации. Оно приобретало огромное воспитательное значение, становилось фактором личностного развития и социализации подрастающего поколения.
Опираясь на лучшие традиции детского чтения, современная педагогика чтения должна опираться на имеющиеся принципы руководства чтением детей и подростков. Это предполагает следующие ориентиры в деятельности библиотек и центров детского чтения:
- Приоритет воспитательной функции чтения над утилитарной, практической (информационной).
- Использование разнообразных диалоговых форм в работе с юными читателями.
- Стимулирование творческой читательской активности.
- Учет индивидуальных особенностей читателей.
- Опора на жизненный опыт читателя.
Руководство чтением в контексте российских традиций является неотъемлемой частью педагогики чтения и востребовано современным обществом как инструмент развития культуры чтения подрастающего поколения.