Факторы формирования имиджа библиотеки
Образ библиотечного учреждения, который складывается в социуме, представляет собой имидж библиотеки, определяющий ее статус и престиж ее услуг.
Имидж библиотеки включает несколько аспектов формирования представлений о библиотеке как о социокультурном институте:
- Информационный аспект связан с презентацией библиотеки, ее продуктов и услуг в мире информационных ресурсов.
- Социальный аспект представляет собой отражение общественной миссии работы библиотечного учреждения.
- Культурный аспект предполагает информирование пользователей о культурно-просветительской деятельности библиотеки.
- Технологический аспект связан с развитием современных технологий и их использованием в библиотечной практике.
Из совокупности данных аспектов складывается целостный имидж библиотеки как многопрофильного учреждения, ориентированного на информационно-культурную, образовательную, просветительскую поддержку населения.
На формирование имиджа библиотеки влияют многочисленные факторы, среди которых можно выделить группу внешних и внутренних факторов. Первые связаны с процессами, протекающими в социуме. Вторые – с внутрибиблиотечными процессами. К первой группе факторов можно отнести следующие аспекты развития имиджа библиотеки:
- Политические и социально-экономические.
- Социокультурные.
- Образовательные.
- Материально-технические.
Вторая группа факторов отражает особенности самопрезентации библиотеки и связана с такими факторами, как:
- менеджмент и маркетинг библиотечной деятельности,
- внедрение новых технологий в библиотечную практику,
- состояние библиотечной инноватики,
- кадровый потенциал.
Реклама как фактор формирования имиджа библиотеки
Среди внутренних факторов, обеспечивающих формирование имиджа библиотеки, основную роль играют целенаправленные процессы продвижения библиотечных продуктов и услуг, грамотно выстроенные стратегии управления библиотечными процессами.
Реклама в библиотечной деятельности представляет собой социально-ориентированное информирование пользователей о продуктах и услугах, которые осуществляет библиотека, с целью продвижения библиотечной деятельности и ее результатов в обществе.
Библиотечная реклама является частью маркетинговой стратегии библиотеки, то есть деятельности, которая связана с представлением библиотеки на рынке информационных и социально-культурных услуг и ориентацией ее работы на потребности общества.
Библиотечная реклама имеет как ряд черт, объединяющих ее с коммерческой рекламой, так и свойства, отличающие ее от рекламы продуктов и услуг, предназначенных для продажи:
- Основные черты сходства состоят в том, что библиотечная реклама, как и коммерческая, направлена на информирование адресата о продукции и услугах, а также побуждение к их использованию за счет подчеркивания преимущества.
- Основные черты отличия связаны с тем, что целью библиотечной рекламы не является извлечение прибыли, она носит социально-ориентированный характер и направлена на информирование пользователей о безвозмездных, социально-значимых услугах и продуктах.
Успех рекламной деятельности в библиотеки определяется несколькими факторами:
- Целенаправленность рекламной кампании.
- Регулярность и массовость рекламных акций.
- Привлекательность рекламируемых услуг и библиотечных продуктов для потенциальных читателей.
- Востребованность формы организации рекламной кампании.
- Связь рекламных акций с основными направлениями библиотечной работы.
Реклама в библиотеке не является самоцелью в ее деятельности, это один из способов привлечь в нее читателей, поэтому библиотечная реклама всегда ориентирована на профиль деятельности библиотеки и информационные потребности конкретного сегмента пользователей.
Реклама в библиотеке по объекту бывает двух видов:
- Реклама библиотечных продуктов: библиотечных мероприятий, выставок и обзоров, информационных ресурсов, фондов, электронных цифровых коллекций, вспомогательного библиографического аппарата, кружков и секций, действующих при библиотеке.
- Реклама услуг, которые оказывает библиотека в области информирования пользователей, библиографического консультирования, социокультурной деятельности, а также дополнительных услуг, которые оказываются пользователям (редакционно-издательских, типографских услуги).
Формы реализации рекламных кампаний в библиотеке разнообразны:
- Постоянная реклама в виде рекламных стендов, объявлений, размещенных у входа в библиотеку, на витрине, а также на сайте или на странице в социальных сетях.
- Периодические рекламные акции: размещение рекламы на печатной продукции, выпускаемой библиотекой (библиографических пособиях, буклетах, закладках), издание специальных рекламных материалов (флаеров, листовок), анонсы мероприятий и услуг, рекламные акции в стенах и вне стен библиотеки. К примеру, акция «Как пройти в библиотеку?», «Запишись сам – запиши друг», «День открытых дверей в библиотеке», рекламные конкурсы-акции «Розыгрыш годового абонемента в библиотеку» и проч.
Различные формы библиотечной рекламы используются поочередно, с целью максимального привлечения новых пользователей, информирования о деятельности библиотеки, а также создания ее имиджа в обществе.