Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие читательской активности у младших школьников

Понятие читательской активности младшего школьника и факторы ее формирования

Миссия библиотеки состоит не только в удовлетворении информационных потребностей пользователей, но и в формировании самих читательских интересов и потребностей у индивидов.

Появление интереса к чтению появляется в раннем возрасте, когда ребенок впервые знакомится с книгой. Поэтому важно поддерживать этот интерес, развивать его, формируя стойкие потребности в расширении читательского опыта.

Определение 1

Читательская активность младшего школьника представляет собой целенаправленную деятельность, которая сосредоточена на поиске, отборе и чтении текстов различного содержания для удовлетворения имеющихся познавательных, культурных и развлекательных потребностей.

Читательская активность формируется под влиянием:

  • объективных причин, связанных с ростом жизненного опыта, расширением познавательных интересов, овладением новыми видами деятельности;
  • субъективных факторов, которые связаны с особенностями личностного развития ребенка.

Первичные читательские интересы формируются у дошкольников в процессе семейного воспитания. Круг читательских потребностей формируется родителями и ближайшими родственниками. У ребенка, посещающего детский сад, в формировании читательских потребностей участвуют педагогические работники дошкольного образования. Однако это воздействие на читательские компетенции носит неорганизованный, стихийный характер. С началом обучения в школе деятельность по формированию читательских интересов и развитию культуры чтения приобретает целенаправленный и организованный характер.

Большую роль в развитии читательских навыков играют уроки литературного чтения, на которых дети знакомятся с произведениями детской литературы, а также с шедеврами русской классики. Совместно с учителем начальных классов участие в развитии читательских интересов младших школьников принимает и педагог-библиотекарь, в задачи которого входит не только привлечение новых читателей в школьную библиотеку, но и популяризация ее фонда, развитие первоначальных информационных навыков и основных читательских компетенций.

«Развитие читательской активности у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие читательской активности у младших школьников

Деятельность библиотеки, направленная на стимуляцию читательской активности детей, реализуется в следующих направлениях работы:

  1. Знакомство учеников начальной школы с библиотекой, ее устройством и особенностями работы, а также с ролью, которую играет библиотека в получении знаний.
  2. Раскрытие возможностей фонда через систему выставок и специальных библиографических обзоров.
  3. Популяризация книги и чтения посредством вовлечения детей в разнообразные по формату массовые мероприятия: библиотечные уроки, познавательные лекции, часы знаний, флешмобы, литературные гостиные и путешествия.
  4. Создание возможностей для самостоятельного чтения путем проведения конкурсов, викторин, презентаций новинок детской литературы, проектных работ и исследований.
  5. Развитие информационных навыков, которые основаны на умении использовать различные источники данных для извлечения знаний, осуществлять их поиск, отбирать необходимые сведения, обрабатывать их и представлять результаты работы с источниками.

Активизации читательской деятельности младших школьников способствует учет их возрастных и индивидуальных особенностей в организации библиотечной работы. Поэтому библиотекарь должен использовать в своей работе различные приемы и направления деятельности:

  1. Игровые формы работы, способствующие активизации познавательной деятельности. К ним относятся литературные игры, викторины, конкурсы, способствующие формированию интереса к чтению книг, развивающие воображение, создающие необходимую "интригу" в обучении.
  2. Интерактивный формат общения библиотекаря и читателей, который реализуется за счет использования диалоговых форм взаимодействия, например, бесед, читательских конференций, диспутов, литературных «дуэлей» и проч. Также интерактивными являются формы, которые побуждают детей к активному взаимодействию с книгой и читателями-ровесниками: литературные игры, флешмобы, спектакли, инсценировки, «громкие чтения»
  3. Внедрение современных технологий в информационное обучение, активное использование средств мультимедиа, компьютерных презентаций, видеороликов, интерактивных викторин и других типов цифровых ресурсов в организации библиотечно-информационной работы.
  4. Создание условий для реализации внеурочной деятельности юного читателя через привлечение его к участию в читательских кружках и клубах. Интересным форматом работы является создание творческих и читательских объединений при библиотеке: это может быть читательский клуб, студия мультипликации, театральный кружок. К кружковой работе можно привлекать и увлеченных родителей младших школьников, организуя клубы семейного чтения выходного дня, проводя детско-родительские чтения или фестивали семейных чтецких традиций.
  5. Использование проектной деятельности, в частности, самостоятельная разработка школьниками тем, связанных с книгой и чтением. Это может быть практическая проектная работа, направленная на популяризацию творчества какого-либо автора через участие в организации выставок, проведении открытых мероприятиях, исследования в области литературного краеведения, а также подготовка и проведение Дня дарителя в библиотеке.

Воспитание творческого, активного читателя невозможно без яркой, насыщенной библиотечной жизни, поэтому школьная библиотека должна стремиться к вовлечению детей в различные мероприятия посредством массовой работы.

Дата последнего обновления статьи: 26.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot