Понятие читательской активности младшего школьника и факторы ее формирования
Миссия библиотеки состоит не только в удовлетворении информационных потребностей пользователей, но и в формировании самих читательских интересов и потребностей у индивидов.
Появление интереса к чтению появляется в раннем возрасте, когда ребенок впервые знакомится с книгой. Поэтому важно поддерживать этот интерес, развивать его, формируя стойкие потребности в расширении читательского опыта.
Читательская активность младшего школьника представляет собой целенаправленную деятельность, которая сосредоточена на поиске, отборе и чтении текстов различного содержания для удовлетворения имеющихся познавательных, культурных и развлекательных потребностей.
Читательская активность формируется под влиянием:
- объективных причин, связанных с ростом жизненного опыта, расширением познавательных интересов, овладением новыми видами деятельности;
- субъективных факторов, которые связаны с особенностями личностного развития ребенка.
Первичные читательские интересы формируются у дошкольников в процессе семейного воспитания. Круг читательских потребностей формируется родителями и ближайшими родственниками. У ребенка, посещающего детский сад, в формировании читательских потребностей участвуют педагогические работники дошкольного образования. Однако это воздействие на читательские компетенции носит неорганизованный, стихийный характер. С началом обучения в школе деятельность по формированию читательских интересов и развитию культуры чтения приобретает целенаправленный и организованный характер.
Большую роль в развитии читательских навыков играют уроки литературного чтения, на которых дети знакомятся с произведениями детской литературы, а также с шедеврами русской классики. Совместно с учителем начальных классов участие в развитии читательских интересов младших школьников принимает и педагог-библиотекарь, в задачи которого входит не только привлечение новых читателей в школьную библиотеку, но и популяризация ее фонда, развитие первоначальных информационных навыков и основных читательских компетенций.
Развитие читательской активности у младших школьников
Деятельность библиотеки, направленная на стимуляцию читательской активности детей, реализуется в следующих направлениях работы:
- Знакомство учеников начальной школы с библиотекой, ее устройством и особенностями работы, а также с ролью, которую играет библиотека в получении знаний.
- Раскрытие возможностей фонда через систему выставок и специальных библиографических обзоров.
- Популяризация книги и чтения посредством вовлечения детей в разнообразные по формату массовые мероприятия: библиотечные уроки, познавательные лекции, часы знаний, флешмобы, литературные гостиные и путешествия.
- Создание возможностей для самостоятельного чтения путем проведения конкурсов, викторин, презентаций новинок детской литературы, проектных работ и исследований.
- Развитие информационных навыков, которые основаны на умении использовать различные источники данных для извлечения знаний, осуществлять их поиск, отбирать необходимые сведения, обрабатывать их и представлять результаты работы с источниками.
Активизации читательской деятельности младших школьников способствует учет их возрастных и индивидуальных особенностей в организации библиотечной работы. Поэтому библиотекарь должен использовать в своей работе различные приемы и направления деятельности:
- Игровые формы работы, способствующие активизации познавательной деятельности. К ним относятся литературные игры, викторины, конкурсы, способствующие формированию интереса к чтению книг, развивающие воображение, создающие необходимую "интригу" в обучении.
- Интерактивный формат общения библиотекаря и читателей, который реализуется за счет использования диалоговых форм взаимодействия, например, бесед, читательских конференций, диспутов, литературных «дуэлей» и проч. Также интерактивными являются формы, которые побуждают детей к активному взаимодействию с книгой и читателями-ровесниками: литературные игры, флешмобы, спектакли, инсценировки, «громкие чтения»
- Внедрение современных технологий в информационное обучение, активное использование средств мультимедиа, компьютерных презентаций, видеороликов, интерактивных викторин и других типов цифровых ресурсов в организации библиотечно-информационной работы.
- Создание условий для реализации внеурочной деятельности юного читателя через привлечение его к участию в читательских кружках и клубах. Интересным форматом работы является создание творческих и читательских объединений при библиотеке: это может быть читательский клуб, студия мультипликации, театральный кружок. К кружковой работе можно привлекать и увлеченных родителей младших школьников, организуя клубы семейного чтения выходного дня, проводя детско-родительские чтения или фестивали семейных чтецких традиций.
- Использование проектной деятельности, в частности, самостоятельная разработка школьниками тем, связанных с книгой и чтением. Это может быть практическая проектная работа, направленная на популяризацию творчества какого-либо автора через участие в организации выставок, проведении открытых мероприятиях, исследования в области литературного краеведения, а также подготовка и проведение Дня дарителя в библиотеке.
Воспитание творческого, активного читателя невозможно без яркой, насыщенной библиотечной жизни, поэтому школьная библиотека должна стремиться к вовлечению детей в различные мероприятия посредством массовой работы.