Особенности произведений жанра «фэнтези» и их редакторского анализа
Сегмент «фэнтези», куда входит разнородная по тематике литература, обладающая общностью жанровых принципов реализации, занимает значительное место в отечественном книгоиздании. В последнее десятилетие благодаря издательским проектам «Росмэн» в круг чтения подростков прочно вошло так называемое «детское фэнтези», которое стало таким же значимым феноменом, как и взрослая литература этого жанрового направления.
Термин «фэнтези» трактуется современными литературоведами двояко.
С одной стороны, под ним понимается произведение, в котором воссоздается условно-реальный, полностью вымышленный мир, населенный фантастическими существами и воспроизводящий структуру мифологического сказания, легенды.
С другой стороны, фэнтези понимается как особый тип фантастики, который основан на моделировании ирреального мира и воссоздании сюжетной схемы борьбы добрых и злых начал.
Жанр «фэнтези» в настоящее время многообразен и включает несколько разновидностей: эпическое (классическое) фэнтези, историческое фэнтези, фэнтези с элементами научной фантастики, героическое фэнтези, фэнтези-готика и проч. Круг авторов, которые работают в этом жанре, достаточно широк. В «золотую коллекцию» жанра входят произведения Дж. Р. Р. Толкина, У. Ле Гуин, К.С. Льюиса. В отечественной литературе к этому жанру обращались В. П. Крапивин, Н. Перумов, С. Лукьяненко и другие.
В связи с особой популярностью жанра в читательской среде произведения этого направления всегда востребованы в книгоиздании, поэтому редактор, работающий в этом сегменте, должен быть готов к анализу подобных произведений.
При анализе произведений в жанре «фэнтези» редактор опирается на понятие фантастического как особой категории моделирования реальности в художественном тексте. В «фэнтези» фантастическое является эстетической категорий, способом художественного осмысления мира и человека. Во многих произведениях этого жанра фантастические элементы помогают раскрыть морально-этические проблемы противостояния добра и зла.
Таким образом, с позиции редактора специфика «фэнтези» состоит в неявном, но ощущаемом «дидактизме», воспитательной ценности таких книг, которые приобщают читателя к этической проблематике через погружение в увлекательные приключения в вымышленном мире.
Другим аспектом восприятия произведений «фэнтези» редактором является их эскейпизм, то есть способность «уводить» читателя в вымышленный мир, отвлекая от повседневности, ее поблеем и забот. Поэтому данная литература рассматривается как развлекательная, выполняющая релаксационную функцию, удовлетворяющая потребности в «легком», досуговом чтении.
Работа редактора над произведениями отечественной литературы в сегменте «фэнтези»
Основы редакторской работы над произведениями в сегменте «фэнтези» касаются нескольких аспектов:
- Первичная редакторская оценка, которая включает общую оценку содержания, языка и стиля произведения, определяет критерии нередактируемого произведения, а также типичные направления дальнейшей редакторской работы над текстом.
- Редакторская правка текста как работа специалиста над устранением дефектов и ошибок. Цели редакторской правки различны. Для произведений жанра «фэнтези» это может быть правка-переделка, когда автор перерабатывает какой-либо фрагмент текста, правка-вычитка, направленная на поиск и устранение фактических, логических или речевых ошибок, правка-сокращение, цель которой состоит в уменьшении объема исходного текста.
- Фактическая проверка текста, связанная с соблюдением внутренней непротиворечивости фактов, приводимых в произведении (имена персонажей, их биография, место действия, события и проч.).
- Логическая проверка, направленная на установление причинно-следственных связей текста.
- Устранение композиционных дефектов в соответствии с законами композиции.
- Редактирование языка и стиля произведения на основе тех требований, которые предъявляются к нему со стороны норм правописания и этики. Так, в произведениях «фэнтези», предназначенных для детского и подросткового чтения, недопустимо использование нецензурной лексики, сексуальных сцен, натуралистических сцен, изображающих насилие.
Зачастую работа редактора – это не только правка и оценка текста, но еще и отбор тех произведений, которые должны быть изданы. Здесь редактор сталкивается с таким сложным вопросом, как определение художественной ценности произведения в жанре фэнтези». Общие критерии, которыми руководствуется редактор, сводятся следующему:
- Оригинальность, неповторимость созданного автором мира, отсутствие плагиата и заимствований.
- Яркость, необычность героев, тщательная прорисовка характеров, психологическая глубина и убедительность персонажей.
- наличие индивидуальных речевых характеристик, живые монологи, разумное соотношение между монологической и диалогической речью в повествовании.
- Продуманность сюжета, отсутствие излишне затянутых элементов, явных противоречий, острота конфликта и способы его развертывания, занимательность, увлекательность повествования.
- Глубина и нетривиальность идеи текста в целом, его интерес для потенциальной аудитории.
Таким образом, работа редактора над произведениями отечественной литературы сегменте «фэнтези» представляет собой комплексную оценку и обработку текста произведения с целью поиска отбора и издания наиболее перспективных авторов.