Производственная практика в библиотеке
Важной частью подготовки специалистов в библиотечно-информационной сфере выступает практика в библиотечной организации.
Производственная практика представляет собой систему обучающих мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций будущих библиотекарей в процессе включения в реальную библиотечно-информационную деятельность и обслуживания читателей.
Производственная практика в системе подготовки кадров для библиотек выполняет следующие функции:
- Знакомит будущих специалистов с особенностями библиотечно-информационных процессов.
- Помогает будущим библиотекарям на практике применять теоретические знания, полученные в процессе освоения библиотековедческих дисциплин.
- Создает условия для формирования профессиональных практических компетенций в области библиотечного дела.
- Формирует навыки коммуникации с сотрудниками библиотеки и пользователями как основу для становления культуры делового общения библиотекаря.
- Помогает оценить степень готовности будущего специалиста к осуществлению трудовой деятельности в рамках выбранной профессии.
- Позволяет оценить качество подготовки библиотечных специалистов в учебных заведениях и соотнести содержание обучения с реальными нуждами библиотечной системы.
В системе библиотечного образования производственная практика является одним из завершающих этапов обучения студента, поскольку позволяет оценить степень его профессиональной подготовки к исполнению будущих трудовых обязанностей. Однако необходимость постоянного включения студента в производственную практику осознана как необходимая часть развития практических компетенций будущего специалиста, поскольку эффективность обучения напрямую связана с выполнением реальных практических задач. Поэтому учебные заведения, которые готовят будущих специалистов библиотечно-информационной сферы, сегодня предусматривают разные варианты учебно-производственной практик для студентов всех курсов. Форматы ее проведения различны:
- Проведение практических занятий на базе библиотек.
- Недельные выходы студентов в библиотеки с целью сбора и анализа информации о работе библиотечного учреждения.
- Участие в работе научно-практических объединений студентов при крупных методических библиотечных центрах.
- Включение студентов в проведение массовых библиотечных мероприятий и акций в качестве волонтеров.
- Создание условий для участия студентов в деятельности кружковых объединений при библиотеках в качестве помощников организаторов, добровольцев, оформителей, технических специалистов.
Цели, задачи и отчетная документация библиотечной практики
Производственная практика как часть учебного процесса имеет свои обучающие цели и задачи. Обычно они заключаются в следующем:
- Сбор, анализ и систематизации информации о принципах работы библиотеки.
- Знакомство с особенностями комплектования библиотечных фондов.
- Изучение справочно-библиографического аппарата библиотеки и возможностей его использования в работе с пользователями.
- Освоение принципов работы абонемента и читального зала, а также форм и методов взаимодействия с пользователями в процессе удовлетворения их информационных запросов.
- Изучение методики проведения массовых мероприятий в библиотеке и участие в их подготовке и организации.
- Библиотечно-библиографическая работа.
По окончании производственной практики студент формирует отчет о ее прохождении, в который включаются следующие аспекты:
- Цели задачи практики, а также достигнутые результаты и их обоснование.
- Описание работы структурного подразделения (библиотеки), которая является объектом производственной практики, а также собственного функционала в качестве сотрудника-практиканта.
- Анализ использованных в ходе практики форм, методов и приемов работы по осуществлению библиотечно-информационного обслуживания пользователей, а также их оценка.
- Самооценка по результатам прохождения практики.
- Отзывы руководителя практики со стороны учебного заведения, а также куратора практики от библиотечной организации о прохождении производственной практики студентом.
Для многих студентов производственная практика в библиотеке выступает не только способом применения теоретических знаний в ходе реализации библиотечной деятельности, но и инструментом сбора необходимого статистического или фактического материала для написания курсового / дипломного проекта. Это позволяет придать научно-исследовательской работе студента практическое обоснование, связать теоретические исследования с нуждами библиотечного обслуживания «на местах». Также в ходе практики проверяются исследовательские гипотезы, которые студенты выдвигают в своих проектах для последующей апробации в условиях реальных библиотечных процессов.
Таким образом, производственная практика в библиотеке является важным звеном в системе учебных мероприятий по подготовке будущего библиотекаря.