Профессиональное и досуговое чтение библиотекарей: сущность и значение
Становление специалиста в библиотечной сфере невозможно без систематического повышения культурного уровня, освоения новых профессиональных навыков. Чтение выступает в этом процесса как необходимое условие, обеспечивающее профессиональный рост специалиста.
Чтение библиотекаря представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на освоение нового, социально и (или) профессионально значимого знания, необходимого для осуществления полноценной трудовой деятельности, а также общего развития личности, становления читательской и информационной культуры.
Чтение библиотекаря представляет собой систематическую деятельность, которая включает знакомство с популярной, художественной и научно-профессиональной литературой. В соответствии с этими представлениями чтение библиотекаря подразделяется на два вида:
- Профессиональное чтение, которое удовлетворяет образовательные потребности, необходимые для повышения профессиональных компетенций.
- Досуговое чтение, которое направлено на удовлетворение художественно-эстетических потребностей, а также реализацию релаксационной функции.
В отличие от обыденного понимания чтения чтение библиотекаря отличается профессиональной направленностью. Это значит, что библиотекарь представляет собой особый тип читателя, задача которого состоит в изучении литературы с целью рекомендации ее пользователем, а также с целью выработки навыков информационной обработки источников для получения данных, имеющих значимость для библиотечно-библиографической работы.
Специфика чтения библиотекаря определяется рядом особенностей, присущих ему как инструменту профессиональной деятельности:
- Избирательность: библиотекарь подходит к выбору литературы для чтения с точки зрения ее научного, методического, профессионального потенциала.
- Аналитический характер чтения: знакомясь с источником, библиотекарь выступает как исследователь, оценивающий ее потенциал для организации работы с пользователями.
- Творческий характер чтения: книга стимулирует личностный рост библиотекаря, создает дополнительные условия для реализации профессиональных компетенций.
- Прогностическая функция чтения: на основании прочитанного библиотекарь способен делать обоснованные выводы о востребованности данного документа читательской аудиторией.
Развитие культуры чтения библиотечных работников
Круг читательских интересов библиотекаря формируется под влиянием следующих факторов:
- Уровень образования и характер профессиональной деятельности. Например, библиотекарь, работающий с детской аудиторией или молодежью, должен быть осведомлен о новинках детской и подростковой литературы, а также профессиональных изданиях, используемых в воспитательной работе образовательных организаций.
- Влияние коллективных установок профессиональной среды, корпоративной культуры чтения. К примеру, библиотека организует систематическую работу, связанную с развитием профессионального чтения, приобретаю соответствующую литературу, выстраивая план чтения, а также обсуждение прочитанного в контексте решения проблем библиотечной практики с использованием инновационных идей.
- Характер личных предпочтений и интересов специалиста, которые определяются читательскими вкусами, образованием, опытом читательской деятельности.
Современное чтение осуществляется с использованием различных видов технологий: компьютера, телефона, планшета. Альтернативой традиционной бумажной книге стали электронные книги и аудиокниги. В связи с этим библиотечному работнику необходимо учитывать особенности процессов чтения и освоения информации и владеть современными технологиями, позволяющими читать цифровые электронные документы.
Основными проблемами в организации и развитии профессионально-досугового чтения библиотекарей являются:
- Недостаточная обеспеченность сотрудников необходимой литературой, включающей периодические издания, справочные и монографические исследования.
- Неорганизованный, стихийный характер чтения сотрудников, отсутствие руководства профессиональным чтением со стороны научно-методического сообщества.
- Отсутствие времени для чтения, высокая интенсивность труда, не оставляющая возможности для систематического чтения новой литературы.
- Разный уровень читательского опыта, несформированность читательских вкусов некоторых библиотекарей, обусловливающих выбор литературы низкого качества.
- Узость интересов, влияющих на «перекосы» в чтении в сторону литературы одного вида: технической, художественной, развлекательной.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности библиотекарю необходимо не только овладеть культурой чтения, но и постоянно расширять свои читательские интересы, совершенствовать читательские компетенции и навыки.