Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профессиональное и досуговое чтение библиотекарей

Профессиональное и досуговое чтение библиотекарей: сущность и значение

Становление специалиста в библиотечной сфере невозможно без систематического повышения культурного уровня, освоения новых профессиональных навыков. Чтение выступает в этом процесса как необходимое условие, обеспечивающее профессиональный рост специалиста.

Чтение библиотекаря представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на освоение нового, социально и (или) профессионально значимого знания, необходимого для осуществления полноценной трудовой деятельности, а также общего развития личности, становления читательской и информационной культуры.

Чтение библиотекаря представляет собой систематическую деятельность, которая включает знакомство с популярной, художественной и научно-профессиональной литературой. В соответствии с этими представлениями чтение библиотекаря подразделяется на два вида:

  1. Профессиональное чтение, которое удовлетворяет образовательные потребности, необходимые для повышения профессиональных компетенций.
  2. Досуговое чтение, которое направлено на удовлетворение художественно-эстетических потребностей, а также реализацию релаксационной функции.

В отличие от обыденного понимания чтения чтение библиотекаря отличается профессиональной направленностью. Это значит, что библиотекарь представляет собой особый тип читателя, задача которого состоит в изучении литературы с целью рекомендации ее пользователем, а также с целью выработки навыков информационной обработки источников для получения данных, имеющих значимость для библиотечно-библиографической работы.

Специфика чтения библиотекаря определяется рядом особенностей, присущих ему как инструменту профессиональной деятельности:

  1. Избирательность: библиотекарь подходит к выбору литературы для чтения с точки зрения ее научного, методического, профессионального потенциала.
  2. Аналитический характер чтения: знакомясь с источником, библиотекарь выступает как исследователь, оценивающий ее потенциал для организации работы с пользователями.
  3. Творческий характер чтения: книга стимулирует личностный рост библиотекаря, создает дополнительные условия для реализации профессиональных компетенций.
  4. Прогностическая функция чтения: на основании прочитанного библиотекарь способен делать обоснованные выводы о востребованности данного документа читательской аудиторией.
«Профессиональное и досуговое чтение библиотекарей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие культуры чтения библиотечных работников

Круг читательских интересов библиотекаря формируется под влиянием следующих факторов:

  1. Уровень образования и характер профессиональной деятельности. Например, библиотекарь, работающий с детской аудиторией или молодежью, должен быть осведомлен о новинках детской и подростковой литературы, а также профессиональных изданиях, используемых в воспитательной работе образовательных организаций.
  2. Влияние коллективных установок профессиональной среды, корпоративной культуры чтения. К примеру, библиотека организует систематическую работу, связанную с развитием профессионального чтения, приобретаю соответствующую литературу, выстраивая план чтения, а также обсуждение прочитанного в контексте решения проблем библиотечной практики с использованием инновационных идей.
  3. Характер личных предпочтений и интересов специалиста, которые определяются читательскими вкусами, образованием, опытом читательской деятельности.

Современное чтение осуществляется с использованием различных видов технологий: компьютера, телефона, планшета. Альтернативой традиционной бумажной книге стали электронные книги и аудиокниги. В связи с этим библиотечному работнику необходимо учитывать особенности процессов чтения и освоения информации и владеть современными технологиями, позволяющими читать цифровые электронные документы.

Основными проблемами в организации и развитии профессионально-досугового чтения библиотекарей являются:

  1. Недостаточная обеспеченность сотрудников необходимой литературой, включающей периодические издания, справочные и монографические исследования.
  2. Неорганизованный, стихийный характер чтения сотрудников, отсутствие руководства профессиональным чтением со стороны научно-методического сообщества.
  3. Отсутствие времени для чтения, высокая интенсивность труда, не оставляющая возможности для систематического чтения новой литературы.
  4. Разный уровень читательского опыта, несформированность читательских вкусов некоторых библиотекарей, обусловливающих выбор литературы низкого качества.
  5. Узость интересов, влияющих на «перекосы» в чтении в сторону литературы одного вида: технической, художественной, развлекательной.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности библиотекарю необходимо не только овладеть культурой чтения, но и постоянно расширять свои читательские интересы, совершенствовать читательские компетенции и навыки.

Дата последнего обновления статьи: 26.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot