Игровые технологии в деятельности библиотеки
Игра является одним из видов деятельности человека, который возник в глубокой древности и актуален на сегодняшний день. В современном обществе широкое распространение получили процессы геймификации, связанные с применением игровых технологий в обучении, воспитании, профессиональной деятельности.
Роль игры подчеркивается и специалистами, занимающимися проблемами библиотечного обслуживания детей и подростков. Так как игра является природосообразным видом деятельности в возрасте от пяти до одиннадцати-двенадцати лет, то ребенок познает мир в этот период преимущественно через игровые формы деятельности. Поэтому воспитание и обучение строится с опорой на игровую деятельность.
Библиотека располагает большими возможностями для организации и проведения различных игр: познавательных, развивающих, творческих, психотерапевтических. Специфика библиотечных игр состоит в том, что они всегда так или иначе связаны с книгой, поэтому развивают у детей и подростков читательские потребности и компетенции.
Применение игровых технологий в деятельности библиотеки способствует решению следующих задач:
- Привлечение в библиотеку широкого круга читателей за счет создания интересного, развивающего пространства.
- Продвижение книги и чтения среди подростков и детей.
- Реклама библиотечных услуг, продуктов, создание положительного имиджа библиотеки у подрастающего поколения.
- Развитие инновационных форм работы с юными читателями.
- Реализация культурно-досуговой функции, которая является одной из функций современных библиотечных учреждений.
Проект «Игротека» в библиотеке
Для организации игровой деятельности в библиотеке организуется игротека.
Игротека представляет собой специально организованную среду для проведения различных игр, а также фонд самих игр, которые используются посетителями игротеки.
Существует несколько форм организации игротеки в библиотеке:
- Игротека в читальном зале, которая считается наиболее неудачным местом размещения игр. Это связано с тем, что большинство игр остается невостребованными, отсутствует специальная игровая зона, а игры в читальном зале создают шум и дискомфорт для других пользователей.
- Игротека в специально выделенной игровой (тематической) зоне. Данный вид организации игротеки обладает преимуществами: делает игры доступными, позволяет функционально использовать пространство библиотеки, не мешает другим пользователям.
- Игровые клубы, которые действуют при библиотеке как любительские объединения. Главным недостатком этой формы является то, что она охватывает ограниченное число пользователей, которые являются членами клуба.
При формировании игротеки применяются различные критерии отбора игр:
- Характеристика самой игры, ее соответствие библиотечной среде.
- Возраст участников, на который ориентирована игра.
- Количество игроков, которые могут одновременно стать участниками игры.
- Реиграбельность, то есть привлекательность игры, ее востребованность, возможность трансформации и адаптации игры под нужды библиотечной практики.
- Связь игры с книгой и чтением.
- В библиотеке используются различные виды игр:
- Классические игры, к которым относят домино, шахматы, шашки, нарды, лото, карты.
- Логические игры, ориентированные на развитие смекалки и сообразительности. Это игры типа «Элиас», «Эрудит», «Ассоциации».
- Стратегические игры, нацеленные на реализацию определенной игровой стратегии. Например, «Монополия» - классический образец такой игры.
- Приключенческие игры, в основе которых лежит увлекательный сюжет- с преодолением препятствий, элементы квеста.
- Кооперативные игры, требующие участия достаточно большого количества человек (к примеру, «Мафия»).
- Традиционные народные игры, которые являются наследием русской национальной культуры.
При организации игротеки на базе библиотечного учреждения необходимо опираться на следующий план:
- Определение целей и задач создания игротеки.
- Изучение и анализ возрастных, игровых предпочтений читательской аудитории.
- Подбор игр для комплектования игротеки.
- Подготовка куратора игротеки, который будет сопровождать игровой процесс, оказывать помощь читателям в проведении игр.
- Создание игровой зоны в библиотеке, ее оформление.
- Реклама игротеки и ее услуг среди читателей.
- Анализ деятельности игротеки с целью улучшить ее функционирование.
Игротеку можно использовать как вспомогательный источник при организации массовой работы с пользователями:
- Проведение игровых турниров на базе библиотеки.
- Организация тематических встреч, посвященных играм, их истории и традициям у разных народов мира.
- Подготовка выставок на тему «Игра в произведениях литературы».
- Создание собственных игр путем адаптации уже имеющихся в библиотеке игровых материалов.
Игровой фонд библиотеки должен развиваться, поэтому периодически необходимо обновлять состав игротеки, чтобы игры были востребованы пользователями.