Информационная грамотность
В современном обществе, где на первый план выходят процессы, связанные с информацией, каждый индивид должен обладать информационной компетентностью, то есть способностью находить, обрабатывать и использовать информацию в соответствии с нуждами своей образовательной или профессиональной деятельности.
В основе информационной компетентности лежит понятие информационной культуры.
Под информационной культурой следует понимать один из компонентов общей культуры человека, взятый в аспекте его умений использовать имеющиеся возможности удовлетворения информационных потребностей рационально и эффективно.
Как часть информационной культуры предстает информационная грамотность. Умение работать с информацией необходимо для удовлетворения информационных запросов.
Работа с информацией предполагает различные действия, которые являются составляющими информационной грамотности:
- поиск информации по заданным критериям с помощью разных источников;
- отбор необходимых сведений путем первичной обработки информационного потока;
- анализ и переработка информации в соответствии с условиями информационного запроса;
- систематизация сведений, представление их в нужном виде;
- интерпретация полученной информации в соответствии с нуждами пользователя.
Информационная грамотность – широкое понятие, которое включает в себя и библиотечно-библиографическую грамотность, связанную с умением оптимально использовать поисковые системы и базы данных библиотеки, а также компьютерную грамотность, проявляющуюся в навыках работы с электронно-вычислительной техникой и компьютерными технологиями.
Проблема формирования информационной грамотности молодежи в библиотеке
При обучении подростков и молодежи основам информационной культуры неизбежно встает вопрос о содержании такого обучения. В частности, необходимо определить, что именно входит в такое обучение. Очевидно, что информационная грамотность не равна компьютерной грамотности. Поэтому курсы компьютерной грамотности нужны библиотекарю лишь в той мере, в какой они способны познакомить юного пользователя с основными алгоритмами поиска информации с помощью электронных баз данных и сети Интернет.
Также информационная культура и грамотность не сводится к обучению основам работы с источниками: аннотированию, реферированию, конспектированию, поскольку это общеучебные умения, формируемые в ходе школьного обучения.
Библиотекарь должен ставить перед собой задачу познакомить пользователя с алгоритмами поиска информации и обработки. Это обусловливает следующие аспекты обучения информационной грамотности в библиотеке:
- Обучение стратегиям и принципам поиска информации в библиотеке. Здесь библиотекарь знакомит пользователей с поисковыми базами данных (каталогами, картотеками, библиографическими указателями), учит правильно формулировать поисковый запрос и использовать ресурсы библиотеки для нахождения необходимых сведений.
- Формирование умений составлять библиографический запрос, что особенно актуально для больших библиотек, поскольку правильно составленный запрос облегчает поиск и обнаружение нужных документов.
- Развитие навыков обработки сведений, содержащихся в том или ином источнике, анализа этой информации с точки зрения ее авторитетности и истинности.
- Обучение представлять обработанную информацию в виде готового продукта, имеющего информационную ценность.
Методика формирования информационной грамотности
Работа по формированию основ информационной культуры и грамотности может осуществляться в двух формах:
- Индивидуально, когда библиотекарь консультирует отдельного пользователя по вопросам поиска информации.
- Массово, в ходе осуществления групповой работы. Данная форма наиболее востребована, так как позволяет охватить большое число пользователей.
Массовая работа реализуется с помощью разных методов:
- Трансляционный (репродуктивный) способ – это чтение лекций с последующей проверкой усвоения их содержания. Подход прост, но недостаточно эффективен при необходимости сформировать прочные умения и навыки работы с информацией.
- Теоретико-практический метод основан на сочетании теоретического и практического обучения.
- Исследовательский подход предполагает обучение пользователей через постановку поисковой или проблемной задачи, которую они должны решить, используя имеющиеся библиотечные ресурсы. В процессе решения задачи пользователи приобретают необходимые навыки, а также усваивают алгоритмы работы с информацией.
- Консультационный подход предполагает, что пользователь в основном сам обучается работе с информационными источниками, обращаясь к специалисту с вопросами в случае, если какой-то аспект поиска ему непонятен.
Работа по формированию информационной культуры проводится как целенаправленно, когда библиотекарь организует курсы информационной грамотности или проводит занятия по повышению библиотечно-информационной культуры, так и в процессе индивидуального и группового обслуживания пользователей как сопутствующая составляющая информационно-библиотечного обслуживания.