Праздник букваря в школьной библиотеке
Праздник букваря в школьной библиотеке – это мероприятие, посвященное завершению изучения азбуки и знакомства первоклассников с алфавитом. Целевая аудитория праздника – первоклассники и их родители, для которых праздник букваря знаменует освоение азов грамоты и начало изучения русского языка и литературного чтения.
Функции праздника букваря в воспитательной и образовательной работе школы заключаются в следующем:
- Мотивация детей к изучению букв, письма и чтения, развитие положительно отношения к грамоте.
- Формирование у детей интереса к книгам и чтению через изучение русской графики и ее возможностей.
- Поддержка детей в переходе от изучения грамоты к освоению предметного содержания дисциплины «Русский язык».
- Создание благоприятной атмосферы для знакомства детей и родителей со школьной библиотекой.
- Обеспечение общения, укрепление и развитие дружеских связей в коллективе, развитие навыков социальной коммуникации.
Особенности организации и проведения праздника букваря в школьной библиотеке отличаются интерактивностью, использованием современных цифровых технологий, сочетанием игрового и информационно-просветительского подхода. Для этого при организации мероприятия должны учитываться следующие рекомендации:
- Праздник может проходить в формате мастер-классов по каллиграфии и леттерингу, в формате игр и конкурсов и т. д.
- Дети должны быть активно вовлечены в мероприятие, чтобы у них была возможность продемонстрировать навыки письма и чтения, публичного выступления.
- Необходимо создать праздничную атмосферу, украсить библиотеку, использовать яркие цвета в оформлении пространства и декорации, соответствующие празднику, например, макет букваря, ручек и карандашей, фигуры помощников, которые сопровождали изучение азбуки – Буратино, Незнайки и проч.
- Важно предоставить родителям информацию о том, как они могут помочь своим детям в изучении букв и чтении, с помощью организации выставки методической литературы или подготовки памяток, информационных буклетов.
- Необходимо подготовить специальные подарки для детей и родителей, например, книжки, сборники головоломок, тетради с заданиями для домашней работы.
Формы работы с детьми на празднике букваря в школьной библиотеке направлены на активизацию внимания и памяти, развитие учебной деятельности, формирование навыков командной работы. Обычно библиотекари используют:
- Мастер-классы по написанию букв и чтению стихотворений русских детских поэтов.
- Игры и конкурсы на знание алфавита, например: найди спрятанные буквы, узнай букву по описанию, исправь ошибки в написании букв, найди «убежавшие» из слов буквы и проч.
- Театральные постановки по мотивам сказок и рассказов на тему изучения букв и чтения.
- Просмотр фрагментов мультфильмов, в которых изображаются приключения букв или слов.
Сценарий праздника букваря для школьной библиотеки
При организации праздника букваря в библиотеке педагог-библиотекарь готовит сценарий проведения мероприятия, который включает ход мероприятия с выделением основных моментов в сюжете, перечень заданий и игр для участников, а также иные значимые для проведения праздника аспекты. Примерный сценарий праздника букваря может иметь следующий характер.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, в школьной библиотеке, чтобы отметить очень важный день – День Букваря! Это праздник для всех, кто только начинает учиться читать и писать. И мы хотим поздравить всех первоклассников с этим знаменательным днем!
(Звучат аплодисменты).
Ведущий: Но прежде чем начать нашу веселую программу, давайте поприветствуем наших гостей – учителей, родителей и всех, кто пришел сегодня к нам!
(Звучат аплодисменты).
Ведущий: Итак, мы начинаем нашу программу! Первый номер – это песня про букварь! Ее исполнят наши первоклассники, которые уже знакомы с буквами и даже умеют с их помощью писать слова и читать!
(Дети исполняют песню про букварь).
Ведущий: Вы все отлично поете! А теперь давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете русский алфавит. Для этого мы поиграем в игру «Угадай букву»! Я буду описывать какую-то букву, а вы должны угадать, какая это буква. Готовы?
(Дети кричат «Да!»). Ведущий: Хорошо! Итак, первая буква – это первая буква в слове «мама», она очень похожа на сердечко. Какая это буква?
(Дети кричат «Эм!» Ведущий продолжает загадывать буквы, а дети – узнавать их по описанию).
Ведущий: Отлично! Вы все молодцы! А теперь давайте посмотрим, как быстро вы можете найти в картинке «спрятанные» буквы. У вас есть одна минута, чтобы найти как можно больше букв!
(Дети начинают искать спрятанные на картинке буквы).
Ведущий: Время вышло! Кто успел найти все 10 букв?
(Дети отвечают).
Ведущий: Отлично! Вы все очень быстрые и сообразительные! А теперь давайте посмотрим, какие стихотворения вы уже успели выучить. Я буду называть вам первую строчку, а вы должны продолжить. Готовы? Тогда начинаем.
(Ведущий читает первую строчку известных стихотворений, а дети продолжают).
Ведущий: Итак, наш праздник подходит к концу. Но перед тем, как мы закончим, давайте еще раз поздравим всех первоклассников с Днем Букваря! Желаем вам удачи в учебе, много интересных книг и новых знаний!
(Звучит аплодисменты. Ведущий награждает всех участников «медалями» и подарками).
Ведущий: Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам на праздник! До новых встреч!
В сценарий мероприятия можно включить и другие номера, например, с участием героев сказок, задания на смекалку и сообразительность (головоломки, ребусы), а также конкурс на самую красивую (или необычную) букву, в ходе которого дети показывают подготовленные дома работы, и проч.
Праздник букваря – важный этап в жизни первоклассника, который позволяет ему не только завершить изучение грамоты, но и познакомиться со школьной библиотекой и стать ее постоянным читателем.