Последипломное образование библиотекарей: понятие и виды
В настоящее время последипломное образование библиотекарей представляет собой отрасль, которая исследуется не только с точки зрения библиотековедения, но и с позиций андрагогики, психологии, методики обучения библиотечных специалистов и повышения их квалификации.
Последипломное образование библиотекаря представляет собой одну из ступеней системы библиотечно-информационного образования, которая реализуется после получения специалистом высшего образования в данной сфере.
Поскольку в России в системе подготовки библиотечных кадров реализуется двухуровневая модель высшего образования, то специалистом, получившим высшее образование в сфере библиотечно-информационных технологий, считается выпускник бакалавриата, успешно освоивший программу обучения.
После получение диплома о высшем образовании специалист может осуществлять трудовую деятельность в соответствии с имеющимся уровнем квалификации, а также продолжать образование. Существует несколько видов последипломного библиотечного образования:
- Обучение в магистратуре по направлению «Библиотечно-информационные технологии» (или близкому, смежному направлению). Как правило, нормативный срок обучения составляет 2-2,5 года.
- Обучение (после окончания магистратуры) в аспирантуре с последующей защитой кандидатской диссертации по выбранной теме исследования и присвоением ученой степени кандидата педагогических наук.
- Обучение в докторантуре и защита докторской диссертации.
- Последипломное образование в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечных специалистов.
Как правило, первые три вида последипломного образования востребованы выпускниками, которые стремятся заниматься научно-исследовательской деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях. Специфика этих этапов последипломного заключается в том, что они реализуются последовательно и в течение длительного времени.
Состояние и перспективы развития последипломного образования в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотекарей
Последипломное повышение квалификации, а также профессиональная переподготовка – более востребованный вид продолжения образования после получения высшего образования.
Повышение квалификации – это краткосрочный образовательный процесс, в ходе которого специалист совершенствует умения и навыки, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности.
Повышение квалификации в библиотечной среде носит регулярный характер и является одним из оснований для аттестации библиотечных работников.
Профессиональная переподготовка представляет собой получение дополнительной профессиональной квалификации на базе высшего (или среднего специального) образования, дающее право осуществлять трудовую деятельность по данному направлению.
Профессиональную переподготовку библиотекарей не следует путать с получением второго высшего образования. Главное отличие заключается в сроках прохождения обучения, а также выдаваемом документе. По окончании высшего учебного заведения выпускнику выдается диплом о высшем образовании. Курсы профессиональной переподготовки предполагают выдачу диплома о профессиональной переподготовки с правом на реализацию трудовой деятельности в данной сфере.
Проблемы последипломного образования библиотечных специалистов связаны со следующими аспектами:
- Вопрос о качестве образования, получаемого в процессе освоения курсов и программ переподготовки.
- Проблема мотивации сотрудников библиотечной сферы к продолжению обучения после получения высшего образования.
- Проблемы связи последипломного обучения с нуждами библиотечной практики.
- Вопросы доступности последипломного образования для желающих продолжить обучение сотрудников библиотек.
- Проблема оттока специалистов библиотечной отрасли в другие сферы последипломной подготовки: маркетинг, IT, менеджмент и проч.
- Проблема материальной поддержки обучающихся специалистов.
Перспективы развития последипломного образования библиотекарей связаны с реализацией нескольких направлений:
- Создание профильными высшими учебными учреждениями программ дополнительного профессионального образования и переподготовки для библиотечных специалистов.
- Развитие дистанционных форм получения образования (онлайн-образования) без отрыва от профессиональной деятельности.
- Расширение перечня программ последипломной подготовки специалистов, введение в них новых профессиональных компетенций, отражающих нужды современной библиотечной практики.
- Формирование системы мотивации для сотрудников в сфере получения дополнительного образования и повышения квалификации.
- Развитие на уровне государства сети образовательных учреждений для непрерывной повышении квалификации и самообразования библиотечных сотрудников.
Таким образом, на сегодняшний день последипломное образование библиотекарей представляет собой обширную сферу образовательных программ и направлений, которые нуждаются в упорядочивании, систематизации и соотнесении с потребностями библиотечной практики.