Патриотическое воспитание в библиотеке: сущность и цели
В современном обществе особую роль приобретают направления воспитательной работы, которые связаны с развитием патриотических ценностей, поскольку они имеют решающее значение в становлении личности, формировании национальной идентичности, духовного единства народа, сплочения его представителей.
На государственном уровне принята и реализуется программа «Патриотическое воспитание граждан», а также разработана национальная концепция воспитания человека и гражданина, включающая базовые духовно-нравственные ценности.
Библиотеки как культурно-просветительские центры способствуют реализации патриотического воспитания, поэтому одним из ведущих направлений их работы является формирование гражданских и нравственных ценностей. Ведущими задачами патриотического воспитания в библиотеке являются:
- Приобщение к культурно-историческому наследию страны.
- Формирование уважительного отношения к малой родине, ее истории, традициям, культуре, природе.
- Гражданское и правовое просвещение молодежи.
- Воспитание толерантности, уважения к национальной самобытности других этносов в условиях мультикультурного общества.
Основные направления, формы и методы работы библиотеки по патриотическому воспитанию
Особенности работы библиотек в области патриотического воспитания молодежи многоаспектны и связаны с изучением и удовлетворением их информационных потребностей в этой области. Поэтому библиотека использует несколько направлений работы в сфере патриотического воспитания:
- Гражданско-правовое направление, связанное с изучением юридической культуры общества, его законов и норм, закрепленных в основных правовых документах.
- Военно-историческое направление, предполагающее изучение военной истории страны, героических примеров подвигов ее солдат, послуживших сохранению целостности страны, обеспечению мирного существования.
- Краеведческое направление, которое предполагает знакомство с природой, историей, культурой малой родины.
- Экологическое направление, обеспечивающее формирование экологической культуры, бережного отношения к природе родной страны.
- Духовно-нравственное направление, базирующееся на развитии основополагающих ценностей русского народа: верности Отчизне, чувства долга перед народом и страной, солидарности и причастности к национальной истории, уважения к народной культуре, достижениям науки и техники.
Формы реализации патриотического воспитания в библиотеке различны и опираются на традиционно складывающуюся в ней систему массовой работы:
- Проведение массовых мероприятий различного формата гражданско-патриотической тематики.
- Раскрытие фонда через систему выставок патриотической тематики, приуроченных к знаменательным датам и событиям военной и гражданской истории.
- Библиографическое информирование посредством обзоров, выпуска специальной продукции, рассказывающей об изданиях, посвященных патриотической тематике (художественных произведений, научно-популярных, публицистических и иных видов литературы).
- Проведение конкурсов, квестов, соревнований военно-патриотической направленности.
- Организация проектной работы.
- Создание кружков и клубов гражданско-патриотического характера и организация их работы.
Рассмотрим специфику некоторых форм работы библиотеки в рамках патриотического воспитания, а также используемые методы и приемы привлечения читателей.
С помощью массовых мероприятий библиотеки эффективно реализуют все направления гражданско-патриотического воспитания. В этом помогают следующие формы:
- Часы знаний (познавательные часы) правовой, военно-исторической тематики, которые знакомят молодежь с разными аспектами этого направления. Например, в библиотеках проводятся познавательные мероприятия, направленные на знакомство подрастающего поколения с законами страны (час знаний «Подросток и закон»), экскурсы в историю, прошлое страны (исторические путешествия, викторины).
- Презентации книг, просмотр и обсуждение фильмов военно-исторической тематики.
- Круглые столы и конференции, посвященные проблемам патриотического воспитания или событиям истории / современности, значимым с точки зрения патриотического воспитания.
- Патриотические игры, квесты, викторины, которые предполагают соревнование команд. Вопросы и задания, которые используются для организации игр, стимулируют интерес к истории и культуре страны, развивают логику и смекалку, сплачивают детский и подростковый коллектив.
- Патриотические клубы, действующие при библиотеках, занимаются изучением военной истории, участвуют в сохранении памяти о прошлом, ухаживая за мемориальными комплексами, проводят исследовательскую краеведческую работу.
- Конкурсная деятельность в библиотеке в рамках патриотического воспитания разнообразна и включает художественное направление (конкурсы рисунков, плакатов), литературное (конкурсы стихотворений, эссе, рассказов), исследовательское (конкурсы родословных) и другие.
- Проектная деятельность предполагает вовлечение читателей в исследовательскую и поисковую деятельность. Она может быть направлена на исследования в области краеведения, а также включать создание просветительских и творческих проектов (онлайн-лекций, спектаклей, литературных гостиных).
Формы и методы осуществления патриотической работы в библиотеке постоянно совершенствуются, согласно с общим направлением государственной политики в сфере воспитания молодежи.