Место кружковой работы по изучению сказок в библиотеке и в развитии детского чтения
Кружковая работа выступает одной из форм библиотечной деятельности, которая осуществляется на постоянной основе с группой читателей примерно одинакового возраста и интересов.
Клуб представляет собой организацию, созданную на основе принципов добровольности и свободы самоорганизации, а также с учетом индивидуальных интересов и информационных потребностей ребенка.
Преимущества клубной работы с детьми заключаются в следующем:
- Предоставление возможности для общения и совместной деятельности со сверстниками.
- Развитие читательских интересов и формирование читательских предпочтений, круга чтения.
- Знакомство с разными произведениями детской литературы.
- Социализация посредством приобщения к различным видам деятельности: коммуникативной, читательской, творческой и проч.
В детской библиотеке клубная деятельность также способствует привлечению детей к участию в библиотечных мероприятиях, формирует привычку регулярно посещать библиотеку вместе с родителями, что способствует воспитанию будущего активного читателя.
Кружки для детей могут быть разной тематической направленности: художественно-творческие, театральные, литературные. В любом случае основой для их работы выступает творческое чтение, взаимодействие с книгой. Особую роль в детском чтении играет сказка – народная и литературная. Она предстает как средство познания жизни, доступный и понятный для детей дошкольного и младшего школьного возраста способ освоения человеческих взаимоотношений и мира ценностей. Фольклорная сказка знакомит ребенка с богатством родной речи, прививает чувство языка, вкус к народнопоэтической речи. Поскольку и народная, и литературная сказка содержат представления о нравственности, смысле жизни и счастье человека, они являются важным аспектом духовно-нравственного и ценностного воспитания. Через сказку ребенок приобщается к культуре человечества, получает навыки толерантности и уважения к другим народам.
Работа над чтением и постановкой сказки способствует развитию творческих способностей, эмоциональному раскрепощению. Проживая роль персонажа, ребенок примеряет на себя его черты характера, образ мыслей, что обогащает его психологический опыт, развивает в нем эмпатию, чуткость, умение наблюдать и анализировать поступки других людей.
Таким образом, деятельность кружка "В мире сказок" в детской библиотеке имеет комплексный характер. Он не только знакомит детей с произведениями фольклора, русских и зарубежных писателей, но и направлен на развитие творческого мышления, эстетического вкуса, формирование коммуникативных навыков и культуры чтения.
Организация кружка «В мире сказок» в детской библиотеке
Организация кружка включает три фазы работы:
- Подготовительная фаза связана с изучением потребностей аудитории в такого рода объединении, а также с определением его направленности.
- Основная фара включает разработку необходимой документации, оформлении атрибутики клуба, привлечение читателей – членов объединения, проведение встреч (заседаний) клуба.
- Рефлексивная фаза предполагает оценку эффективности деятельности клуба, его роли в продвижении детской книги и чтения.
Как правило, клубная документация включает паспорт клуба, символику клуба (эмблему, девиз), план его работы, архив сценариев мероприятий (встреч), в том числе фотоархив.
К организации детского клуба можно активно привлекать родителей детей, поскольку это вовлекает их в совместную творческую деятельность, помогая налаживать в себе традиции семейного чтения, совместного проведения досуга.
Содержание деятельности клуба включает различные мероприятия:
- Познавательные часы, посвященные сказкам народов мира, литературной сказке либо творчеству отдельного автора (или одному произведению).
- Литературные викторины и другие интерактивные формы взаимодействия читателя с книгой.
- Тематические игры по сюжету известных сказок, квесты.
- Подготовку театральных постановок на основе какого-либо произведения.
- Организацию конкурсов чтецов или иллюстраторов произведений.
- Проведение мастер-классов по изготовлению традиционной русской куклы, валянию, аппликации, рисованию и проч.
Все мероприятия в рамках клубной деятельности призваны познакомить детей с многообразием форм библиотечной работы с читателями, научить творческому чтению, открыть перед ребенком богатый мир русской народной культуры, а также приобщить к художественному слову, выразительному чтению произведений. Важная роль в этом процессе отводится репетициям, так как они помогают установить и развить дружеские отношения между детьми, прививают навыки коллективной работы, взаимопомощи, а также ответственного отношения к общему делу, умению доказывать свою точку зрения и принимать мнение другого.
Таким образом, организация кружка «В мире сказок» в детской библиотеке способствует созданию условия для воспитания творческого, талантливого читателя, который знаком с книгой и воспринимает чтение как неотъемлемую часть своей духовной жизни.