Особенности чтения детей с ОНР
Чтение выступает одним из базовых навыков, который обеспечивает успешное обучение, социализацию и развитие ребенка. Однако в последнее время наблюдается рост числа детей, которые испытывают проблемы в речевом развитии, касающиеся разных его аспектов. При ярко выраженной симптоматике в различных областях (произношении, грамматике, лексике, связной речи) можно говорить об общем недоразвитии речи, которое в зависимости от тяжести проявления подразделяется на разные степени.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – термин, используемый в отечественной коррекционной педагогике для обозначения комплексных речевых нарушений, которые препятствуют нормальному ходу речевого развития.
У детей с ОНР наблюдается ряд речевых проблем:
- Дефекты произношения, касающиеся групп звуков.
- Неразвитый фонематический слух, который приводит к искажению звукового облика слов.
- Бедность словаря, трудности с усвоением новых слов, формированием общих понятий, подбором слов с противоположным / близким значением.
- Значительное количество аграмматизмов в речи, нарушения в сфере словоизменения и словообразования.
- Бедные и неразвернутые синтаксические конструкции.
- В области связной речи ребенок затрудняется выразить свои мысли последовательно, с трудом пересказывает тексты, не может ответить на вопросы по содержанию прочитанного, не знает наизусть стихов и сказок.
В этой ситуации обучение чтению таких детей носит коррекционно-развивающий характер, то есть важно не только научить читать, но и устранить или минимизировать речевые дефекты.
Трудности в обучении чтению, с которыми сталкиваются такие дети, заключаются в следующем:
- Низкая мотивация к овладению чтением, отсутствие интереса к систематическим упражнениям.
- Трудности с усвоением графического облика буквы.
- Проблемы с соотнесением буквы и звука, который она обозначает.
- Нарушения при слогообразовании, побуквенное чтение, при котором навык чтения слогов с трудом автоматизируется.
- Медленный темп чтения, пропуски букв, искажение звукового облика слова.
Преодолеть данные негативные стороны можно с опорой на следующие направления коррекционной работы:
- Использование игровых технологий, способствующих возникновению интереса и развитию мотивации.
- Сочетание различных видов деятельности (игровой, учебной, творческой, поисковой и так далее).
- Опора на сохранные интеллектуальные качества ребенка.
- Систематическая работа с поэтапным усложнением деятельности.
Обучение чтению дошкольников с ОНР
В обучении чтению при ОНР используются следующие приемы:
- Знакомство с буквой: ребенку демонстрируется буква, ее облик, ассоциации, которые она вызывает. Можно поиграть с ребенком в игру «На что похода буква?» Например, буква «Ш» похожа на верхнюю часть вилки, буква «П» на качели, буква «Т» на турник, буква «О» на кольцо и проч.
- Усвоение графического облика буквы должно проходить с использованием различных видов памяти: зрительной, образной, моторной, слуховой. Для этого необходимо попросить ребенка нарисовать букву, украсить готовое изображение орнаментом, вылепить букву из пластилина, выложить ее с помощью мозаики или палочек, сделать аппликацию из природных материалов в форме изучаемой буквы.
- Дифференциация буквы проходит в игровой форме: взрослый дает ребенку слова и просит найти в них изученную букву; выкладывает перед ребенком набор буквенного лото и предлагает найти искомую букву; предлагает найти букву на вывесках магазинов, кафе, учреждений, мимо которых ребенок каждый день проходит по улице.
- Навык чтения по слогам нужно автоматизировать, при этом взрослый может использовать игровые приемы работы. На листе бумаги внутри звездочек изображаются слоги, которые должен прочесть ребенок. Во время выполнения задания ребенку предлагается игровая ситуация: он космический путешественник, ракета которого должна подлететь к каждой звездочке, чтобы узнать ее название. Есть и другие варианты игры: вместо звездочек можно использовать грибочки, ягодки, которые будет собирать ребенок, воздушные шарики, монетки и так далее. Другой вариант автоматизации слогов – лабиринт. Взрослый заранее выбирает любой лабиринт, находит правильный путь и вписывает в его маршрут слоги. Ребенок читает слоги и отыскивает выход из лабиринта.
- Дальнейшее развития навыков чтения связано с переходом к чтению слов, наращиванию темпов чтения с соблюдением правильности и ритма. Для этого необходимо использовать тексты, понятные и интересные детям. Это могут быть небольшие стишки, считалки, детские сказки, юмористические истории. Для стимуляции активности ребенка можно предложить ему соревнование: одно слово читает взрослый, а другое – сам ребенок.
На сегодняшний день существует большое количество методик обучения чтению, и отдельные их элементы могут быть использованы в работе с детьми с ОНР.