Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обслуживание систем управления знаниями

Место и функции библиотек в системе управления знаниями

В последние два десятилетия развивается такое направление исследований, как управление знаниями. Первоначально разработки в этой сфере касались бизнеса и предлагались консалтинговыми организациями в качестве услуги для предприятий-клиентов. В дальнейшем управление знаниями стало рассматриваться как универсальный инструмент менеджмента в сфере информационных ресурсов и данных, в том числе и применительно к работе библиотечно-информационных систем.

В ходе исследований, проведенных на данную тему, было установлено, что функции, характерные для управления знаниями, присущи библиотеке с момента ее возникновения. При этом с возрастанием роли информации в обществе отмечается и рост востребованности знаний в сфере управления информацией и данными.

Как давно известно, одна из функций библиотек – кумулятивная. Библиотека выступает как депозитарий информационных ресурсов, документов, являющихся источниками знаний по разным областям человеческой деятельности. Профессиональный поход к процессам управления знаниями позволяет осуществлять библиотечное обслуживание пользователей более качественно и эффективно.

Функции библиотеки в системе управления знаниями заключаются в следующем:

  1. Поиск и обнаружение неявных знаний, которые формируются в процессе практической деятельности как алгоритмы эффективной деятельности.
  2. Создание инфраструктуры управления знаниями.
  3. Определение актуальности и востребованности знаний.
  4. Управление информационными и интеллектуальными ресурсами библиотеками.

Обслуживание систем управления знаниями в библиотеке

С целью координации деятельности по управлению знаниями в некоторых библиотеках организуются специальные центры, которые осуществляют информационную поддержку технологических процессов и менеджмент в сфере знаний.

«Обслуживание систем управления знаниями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Система управления знаниями в библиотеке отличается рядом особенностей:

  1. Ориентирована на пользователя, его потребности и запросы.
  2. Привлекает в качестве активных участников управленческого процесса руководителей и сотрудников.
  3. Основана на анализе данных с целью принятия верных и обоснованных управленческих решений.
  4. Ориентируется на коммуникацию для обмена опытом и улучшения результатов деятельности.
  5. Предполагает самооценку деятельности и корректировку на основе изучения ошибок и недочетов работе.

Обслуживание системы знаний представляет собой комплекс мероприятий, которые касаются сопровождения деятельности центров управления информацией в библиотеке.

Эта деятельность касается всех этапов функционирования систем управления знаниями: от их создания до внедрения и оценки эффективности их функционирования.

На этапе создания и внедрения системы управления знаниями в практику библиотечной работы производится оценка базы знаний, которыми располагает библиотека, а также их структурирование. В процессе структурирования знаний выделяются:

  1. Внешние знания – сведения, полученные из разных источников в процессе деятельности организации. Это могут быть информационные ресурсы Интернета, печатных изданий, материалы выставок, конференций, семинаров и проч.
  2. Внутренние знания – данные, полученные и сформированные в ходе деятельности организации (результаты проверок, данные статистических отчетов и самоанализа деятельности).

Системы управления знаниями обслуживаются рядом сотрудников, среди которых выделяются несколько специалистов:

  1. Технический эксперт, задачи которого связаны с обучением персонала технологиям и приема работы с системой знаний.
  2. Каталогизатор, осуществляющий систематизацию знаний.
  3. Навигатор, осуществляющий поиск знаний и ориентировку в системе знаний пользователей.
  4. Поисковик, в задачи которого входит поиск необходимых информационных данных для пополнения базы знаний.
  5. Аналитик, осуществляющий оценку деятельности.

Чаще всего специалисты, участвующие в управлении система знаний, подразделяются на две категории: первая связана с получением и обработкой знаний, вторая – с управлением знаниями.

Управление знаниями включает несколько этапов:

  1. Определение потребностей пользователей в знаниях, информации.
  2. Поиск источников удовлетворения этих потребностей, их отбор.
  3. Анализ источников, содержащих необходимую информацию, ее структурирование, определение понятийной структуры, результатом чего является карта знаний, отражающая совокупность знаний и их распределение.
  4. Разработка архитектоники системы знаний и механизмов ее организации.
  5. Внедрение проекта в деятельность библиотеки: в процессы обновления информации, помощи пользователям в поиске сведений, формировании ответов на запросы и проч.
  6. Использование и тиражирование знаний, включая создание условий для обучения персонала библиотеки.

Таким образом, обслуживание систем управления знаниями – одна из функций современных библиотек, реализация которой позволит повысить престиж отрасли и сформирует гибкие модели изучения информационных потребностей и ресурсов с целью их использования в работе.

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot