Место и функции библиотек в системе управления знаниями
В последние два десятилетия развивается такое направление исследований, как управление знаниями. Первоначально разработки в этой сфере касались бизнеса и предлагались консалтинговыми организациями в качестве услуги для предприятий-клиентов. В дальнейшем управление знаниями стало рассматриваться как универсальный инструмент менеджмента в сфере информационных ресурсов и данных, в том числе и применительно к работе библиотечно-информационных систем.
В ходе исследований, проведенных на данную тему, было установлено, что функции, характерные для управления знаниями, присущи библиотеке с момента ее возникновения. При этом с возрастанием роли информации в обществе отмечается и рост востребованности знаний в сфере управления информацией и данными.
Как давно известно, одна из функций библиотек – кумулятивная. Библиотека выступает как депозитарий информационных ресурсов, документов, являющихся источниками знаний по разным областям человеческой деятельности. Профессиональный поход к процессам управления знаниями позволяет осуществлять библиотечное обслуживание пользователей более качественно и эффективно.
Функции библиотеки в системе управления знаниями заключаются в следующем:
- Поиск и обнаружение неявных знаний, которые формируются в процессе практической деятельности как алгоритмы эффективной деятельности.
- Создание инфраструктуры управления знаниями.
- Определение актуальности и востребованности знаний.
- Управление информационными и интеллектуальными ресурсами библиотеками.
Обслуживание систем управления знаниями в библиотеке
С целью координации деятельности по управлению знаниями в некоторых библиотеках организуются специальные центры, которые осуществляют информационную поддержку технологических процессов и менеджмент в сфере знаний.
Система управления знаниями в библиотеке отличается рядом особенностей:
- Ориентирована на пользователя, его потребности и запросы.
- Привлекает в качестве активных участников управленческого процесса руководителей и сотрудников.
- Основана на анализе данных с целью принятия верных и обоснованных управленческих решений.
- Ориентируется на коммуникацию для обмена опытом и улучшения результатов деятельности.
- Предполагает самооценку деятельности и корректировку на основе изучения ошибок и недочетов работе.
Обслуживание системы знаний представляет собой комплекс мероприятий, которые касаются сопровождения деятельности центров управления информацией в библиотеке.
Эта деятельность касается всех этапов функционирования систем управления знаниями: от их создания до внедрения и оценки эффективности их функционирования.
На этапе создания и внедрения системы управления знаниями в практику библиотечной работы производится оценка базы знаний, которыми располагает библиотека, а также их структурирование. В процессе структурирования знаний выделяются:
- Внешние знания – сведения, полученные из разных источников в процессе деятельности организации. Это могут быть информационные ресурсы Интернета, печатных изданий, материалы выставок, конференций, семинаров и проч.
- Внутренние знания – данные, полученные и сформированные в ходе деятельности организации (результаты проверок, данные статистических отчетов и самоанализа деятельности).
Системы управления знаниями обслуживаются рядом сотрудников, среди которых выделяются несколько специалистов:
- Технический эксперт, задачи которого связаны с обучением персонала технологиям и приема работы с системой знаний.
- Каталогизатор, осуществляющий систематизацию знаний.
- Навигатор, осуществляющий поиск знаний и ориентировку в системе знаний пользователей.
- Поисковик, в задачи которого входит поиск необходимых информационных данных для пополнения базы знаний.
- Аналитик, осуществляющий оценку деятельности.
Чаще всего специалисты, участвующие в управлении система знаний, подразделяются на две категории: первая связана с получением и обработкой знаний, вторая – с управлением знаниями.
Управление знаниями включает несколько этапов:
- Определение потребностей пользователей в знаниях, информации.
- Поиск источников удовлетворения этих потребностей, их отбор.
- Анализ источников, содержащих необходимую информацию, ее структурирование, определение понятийной структуры, результатом чего является карта знаний, отражающая совокупность знаний и их распределение.
- Разработка архитектоники системы знаний и механизмов ее организации.
- Внедрение проекта в деятельность библиотеки: в процессы обновления информации, помощи пользователям в поиске сведений, формировании ответов на запросы и проч.
- Использование и тиражирование знаний, включая создание условий для обучения персонала библиотеки.
Таким образом, обслуживание систем управления знаниями – одна из функций современных библиотек, реализация которой позволит повысить престиж отрасли и сформирует гибкие модели изучения информационных потребностей и ресурсов с целью их использования в работе.