Обеспечение библиотеками права граждан на доступ к информации
Библиотеки выступают как важнейшие социокультурные институты информационного общества, основная цель деятельности которых состоит в реализации миссии, направленной на удовлетворение потребностей пользователей в информационных ресурсах, сведениях, источниках знаний. В связи с этим обеспечение права доступа к информации, хранящейся в фондах библиотеки, является приоритетной задачей библиотечного обслуживания, а реализация равноправия при доступе к информационным источникам и свободы их использования становятся частью работы по совершенствованию системы библиотечного обслуживания.
Под обеспечением библиотеками права граждан на доступ к информации понимают совокупность процессов, которые связаны с реализацией свободного библиотечно-информационного обслуживания через предоставление читателям возможности безвозмездно использовать информационно-документные ресурсы библиотеки для удовлетворения их запросов в той или иной области знаний.
Цели обеспечения равного доступа к информации обусловливают важность достижения задач социокультурной миссии библиотеки:
- Развитие информационной культуры пользователей.
- Приобщение читателей к культурно-историческим ценностям и научным знаниям.
- Развитие творческого и интеллектуального потенциала индивида, помощь в формировании культуры самообразования, саморазвития, досуга.
- Сохранение и трансляция культурного наследия, содержащегося в информационно-документных источниках.
- Продвижение книги и традиций чтения в массы.
Современное библиотечно-информационное обслуживание базируется на следующих принципах, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам:
- Равенство пользователей независимо от их социального, имущественного положения, возраста, идеологии или состояния здоровья.
- Наличие одинаковых условий и возможностей для реализации информационных потребностей.
- Открытость информационных источников и их доступность для пользователя, которая обеспечивается организацией открытых зон хранения фонда, предоставлением доступа к ресурсам справочно-библиографического аппарата, развитие сервисов удаленного обслуживания с помощью ресурсов Интернета и современных цифровых технологий.
- Объединение (интеграция) ресурсов и технологических возможностей библиотек и информационно-библиотечных центров для расширения спектра предоставляемых пользователю услуг и возможности доступа к разным источникам сведений.
- Формирование имиджа библиотеки как современного информационного центра, обеспеченного цифровыми технологиями доступа к достоверной научной и общественной информации, востребованной и актуальной в различных областях деятельности.
Направления информационно-библиотечного обслуживания по реализации доступа к информации
Для обеспечения гражданам права на свободный доступ к информации и фондам библиотека проводит работу в нескольких направлениях:
- Совершенствованием механизмов использования фондов, направленное на развитие и продвижение источников информации в читательской среде.
- Развитие библиотечного обслуживания через совершенствование его видов, например, путем продвижения сервисов электронной доставки документов, использования электронного каталога, полнотекстовых баз данных и иных ресурсов и сервисов Интернета.
- Приумножение цифровых фондов для создания полноценных электронных библиотек цифровых ресурсов, позволяющих неограниченному числу пользователей получать доступ к одному и тому же ресурсу, работать с ним параллельно без необходимости посещать библиотеку.
- Создание единого библиотечно-информационного фонда литературы национального масштаба для использования его в целях работы с населением.
- Развитие направлений деятельности, которые связаны с повышением информационной культуры пользователей, их компьютерной и цифровой грамотности, позволяющих активно включаться в работу по использованию электронных сервисов библиотек.
- Развитие направлений, связанных с обеспечением библиотечным обслуживанием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием обслуживания на дому, электронной доставки документов, а также с помощью создания доступной среды в библиотеках путем развития библиотечной инфраструктуры и архитектуры.
- Использование инновационных форм массовой работы, позволяющих библиотеке «выйти в город» (акции «Как пройти в библиотеку?», «Читающий дворик», «Читающий троллейбус» и проч.).
- Совершенствование библиотечно-библиографической деятельности и системы СБА для полноценного информирования читателей о новинках литературы, профильных изданиях и иных видах информационных ресурсов, востребованных пользователями.
Благодаря этим направлениям работы современных библиотек удается поддерживать достаточно высокий уровень обеспеченности информационными ресурсами пользователей крупных и средних городов и сельских поселений. Однако в малых селах, в труднодоступной местности проблема информационного обслуживания в целом и доступа к библиотечным услугам и продуктам, в частности, все еще остается острой. Ее решение возможно через организацию внестационарных форм обслуживания пользователей, развитие цифровых сервисов, компьютеризацию сельских поселений.