Нормирование библиотечных процессов: понятие, виды норм, функции
Будучи сложно организованной системой, библиотека нуждается в постоянном обосновании процессов библиотечно-информационного обслуживания с точки зрения их соответствия нормам труда и технологиям осуществления информационно-библиографической деятельности.
Нормирование в библиотеке выступает как комплексный процесс, нацеленный на рационализацию управления библиотекой, а также упорядочивание технологических аспектов деятельности и труда библиотечных сотрудников.
Правовую базу нормирования труда в библиотеке составляют «Трудовой кодекс», а также специальные приказы министерств и рекомендательные письма, касающиеся установления норм труда в муниципальных учреждениях культуры и нормы оплаты труда, определенные на их основании. На уровне библиотеки действуют локальные положения о нормах трудах, в которых определяется система нормирования труда в библиотеке, ее цели и задачи, ответственные за соблюдение нормативов, а также порядок введения норм, их пересмотра и замены.
В нормировании труда библиотечных работников выделяют три аспекта:
- Нормирования временных затрат сотрудников на осуществление деятельности.
- Нормирование выработки (операциональной стороны деятельности).
- Нормирование процессов, связанных с обслуживанием рабочих мест.
Поскольку кадры являются одним из ресурсов библиотечно-информационной деятельности, рациональный подход к определению времени работы сотрудников, затрат труда, предельно допустимой нагрузке на одного работника и проч. лежит в основе эффективной реализации кадровой политики и библиотечного менеджмента. Основные функции нормирования в библиотеке заключаются в следующем:
- Оценка потери рабочего времени и (или) неэффективного его использования с целью оптимизации процессов труда.
- Определение необходимого для успешного осуществления библиотечной деятельности штата сотрудников.
- Планирование работу структурных подразделений библиотеки на основании знаний о нормах рабочего времени и затратах ресурсов.
- Грамотный подход к разделению труда между сотрудниками, а также целыми структурными подразделениями и отделами библиотеки.
- Оценка эффективности показателей работы сотрудников в сложившихся условиях и нормах труда.
Нормы времени и нормы выработки в библиотечной деятельности
Нормирование представляет собой процесс, непосредственно связанный с изучением реальных затрат рабочего времени каждого сотрудника библиотеки. Затраты времени включают:
- Время на подготовку рабочего места к труду, а также настройку необходимого оборудования.
- Время на выполнение основной работы, обусловленной должностными обязанностями и текущим функционалом.
- Время, выделяемое для выполнения внеплановых работ и задач.
- Время, связанное с завершением трудового процесса и приведением рабочего места в порядок.
- Время на повышение квалификации и самообразование, необходимые для успешного продолжения трудовой деятельности.
Оценка затрат времени работника определяется в соотношении с нормой времени, которая регламентирована изучением технологического аспекта деятельности и затрат ресурсов на произведение определенных операций.
В соответствии с нормой времени определяются и нормы выработки, то есть количество операций (продуктов), которые должен произвести работник за определенный период.
По характеру нормы выработки для библиотечных работников подразделяются на две группы:
- Укрупненные нормы, отражающие суммарное представление обо всех видах трудовых операций, которые производит библиотекарь в течение одного рабочего дня.
- Расчлененные нормы, которые отражают конкретные показатели производительности в тех или иных сферах (например, в библиографическом отделе, секторе массовой работы или на абонементе).
Для того чтобы избежать необоснованного завышения или занижения норм времени и норм выработки, в библиотеке применяются межотраслевые нормы выработки, которые базируются на представлении о существовании однотипных трудовых операций в рамках одних и тех же видов деятельности в библиотеке. Эти нормы являются обоснованными и гарантируют единство требований к труду библиотечных специалистов.
Нормированию в библиотеках подвергаются следующие производственные процессы:
- Работы, связанные с комплектованием фондов, а также их приемом и учетом.
- Операции, касающиеся обработки документов фонда в отделе комплектования.
- Деятельность по созданию и ведению каталогов и картотек в библиотеке.
- Процессы списания документов из фондов библиотеки.
- Работа на абонементе и в читальном зале при обслуживании читателей.
- Справочно-информационная и консультационная работа библиотекарей.
- Массовая и выставочная работа в библиотеках.
Для каждого из указанных видов работ используются свои нормативы, определяющие затраты времени и нормы выработки, то есть количественные показатели выполнения трудовых функций.
Таким образом, процессы нормирования в библиотеке охватывают все аспекты деятельности сотрудников и обеспечивают эффективность расходования рабочего времени и высокую производительность труда.