Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нестационарные формы обслуживания пользователей библиотек

Сущность нестационарного библиотечного обслуживания и его виды

Обслуживание пользователей в библиотеке представляет собой совокупность процессов, которые связаны с удовлетворением их потребностей в информации, культурных и досуговых мероприятиях.

Основные виды обслуживания пользователей: библиотечно-информационное, библиографическое – осуществляются в здании библиотеки стационарно. Для получения той или иной услуги пользователю необходимо посетить библиотеку лично. Однако в современных условиях стационарный формат обслуживания оказался менее востребованным, чем удаленный. Это связано с длительным периодом пандемии, карантинными мероприятиями и переводом сотрудников на дистанционный формат трудовой деятельности. В этой ситуации особо востребованными оказались так называемые нестанционарные формы обслуживания пользователей.

Определение 1

Под нестационарными формами обслуживания следует понимать оказание библиотечных услуг вне здания библиотеки, что позволяет сделать их более доступными в территориальном отношении.

Нестационарные формы оказания услуг практикуются в библиотеках давно, особенно популярны они в сельской местности, где нет стационарных библиотечных учреждений. Традиция распространения информации через нестационарные формы берет свое начало со второй половины XIX века и связана с книгоношеством.

Определение 2

Книгоношество представляет собой устаревшую форму нестационарного обслуживания, которая предполагает доставку необходимых книг на дом для тех пользователей, которые по различным причинам (возраст, состояние здоровья) не могут посещать библиотеку лично.

Более современными формами осуществления нестационарной работы с пользователями является организация передвижных библиотек и пунктов книговыдачи в удаленных территориальных пунктах. В городах более распространена такая форма как выездной читальный зал, практикуемая для образовательных учреждений, а также для массового читателя в летний период.

«Нестационарные формы обслуживания пользователей библиотек» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С развитием Интернета и сетевых технологий нестанционарные формы оказания библиотечных услуг переместились в онлайн-пространство. В настоящее время библиотеки активно создают цифровые ресурсы, полнотекстовые базы данных, которые позволяют обслуживать читателей через систему электронной доставки документа практически из любой точки мира.

Нестационарные формы обслуживания пользователей библиотек

К традиционным нестанционарным формам обслуживания относятся передвижение библиотеки (библиобусы), а также пункты книговыдачи. Рассмотрим их более подробно.

Определение 3

Передвижные библиотеки – формат обслуживания территориально удаленных населенных пунктов с помощью мобильных библиотечных комплексов.

Преимущество такого обслуживания заключается в том, что оно позволяет удовлетворить информационные потребности жителей тех местностей, где открытие библиотеки невозможно или нецелесообразно по экономическим причинам. Это касается населенных пунктов, находящихся в труднодоступной местности, малочисленных по населению и не располагающих ресурсами для открытия библиотеки. Как правило, современные передвижные библиотеки оборудуются специальным оборудованием для работы с цифровыми ресурсами, укомплектовывается необходимой литературой и периодикой. Обслуживание читателей осуществляется по расписанию в период нахождения библиобуса на территории населенного пункта.

В отличие от передвижных библиотек пункты книговыдачи организуются на базе какого-либо учреждения по месту жительства пользователей. Обычно они открываются при домах культуры, школах, стационарах медицинских учреждений или органах администрации. Работа пункта осуществляется по расписанию, обычно в течение нескольких дней в неделю. Комплектуются такие пункты выдачи литературой универсального характера, а также периодикой, востребованной у читателей. В целом обслуживание пользователей на базе пункта книговыдача мало отличается от работы с читателями на абонементе или в читальном зале.

Отчетность, которая ведется в рамках нестационарного обслуживания, предполагает сбор информации о количестве нестационарных форм оказания услуг и их. Также фиксируются данные о количестве зарегистрированных пользователей, числе посещений и книговыдаче. Кроме традиционной работы на абонементе, сотрудники библиотек в рамках нестационарной работы могут оказывать и другие виды библиотечных услуг: проводить выставки, обзоры новинок, организовывать массовые мероприятия и акции.

Нестационарный формат работы библиотек является важным звеном, способствующим обеспечению книжной продукцией и библиотечными услугами жителей отдаленных сел, инвалидов, пожилых людей. Перспективным направлением работы в этой области является развитие сетевых ресурсов и внедрением цифрового обслуживания в практику библиотечной работы.

Дата последнего обновления статьи: 29.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot