Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика изучения информационных потребностей

Информационные потребности, их сущность и виды

Библиотечная деятельность, соответствующая принципам эффективности, опирается на реальные потребности и запросы пользователей. Это значит, что специалисты библиотечной сферы должны постоянно фиксировать эти потребности, а также производить специальные исследования, помогающие выявить характер и направленность запросов пользователей.

Определение 1

Информационные потребности представляют собой возникающие у пользователя в процессе его профессиональной, учебной или досуговой деятельности запросы, вызванные отсутствием или нехваткой ресурсов по теме.

Информационные потребности имеют деятельностную природу, то есть они возникают и оформляются в каком-то виде деятельности, которым занимается пользователь.

В зависимости от условий, в которых возникают информационные потребности, их можно разделить на несколько групп:

  1. Ситуативные / постоянные потребности в информации. Первый вид потребностей возникает в определенной ситуации, второй вид представляет собой постоянную заинтересованность в определенной информации для удовлетворения потребностей в учете, профессиональной деятельности и проч.
  2. Производственные потребности / учебные потребности.
  3. Профессионально-трудовые потребности / досугово-развлекательные потребности.

Информационные потребности пользователей формируется под влиянием различных факторов:

  1. К внешним условиям формирования потребности в информации можно отнести образование, характер профессиональной деятельности, ситуации, которые требуют привлечения дополнительной информации.
  2. К внутренним условиям относятся мировоззренческие установки, принципы личности, которые определяют сферу ее интересов и требований к информации и ее качеству.

Библиотекарь может опираться на общее представление о потребностях в информации, однако это знание будет неточным, не отражающим реальной картины формирования комплексы потребностей в информации разного рода. Поэтому для выявления и анализа потребностей пользователей в информации используют различные способы изучения запросов пользователей.

«Методика изучения информационных потребностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Изучение информационных потребностей в библиотеке

Определение 2

Изучение информационных потребностей пользователей представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, направленных на анализ, систематизацию и оценку количества, качества, видов информационных запросов, которые предъявляются пользователями при обращении к ресурсам библиотеки.

Цели изучения информационных потребностей в библиотеке заключаются в следующем:

  1. Повышение качества обслуживания за счет более полного удовлетворения потребностей в информации.
  2. Совершенствование системы комплектования, наполнение фонда востребованными информационными источниками.
  3. Улучшение системы библиографического и справочного обслуживания.
  4. Создание системы тематических ресурсов, востребованных пользователями (электронных баз данных, тематических папок и картотек).
  5. Изменение формата оказания информационных услуг для удовлетворения информационных потребностей онлайн.

Методика изучения информационных потребностей

Для изучения информационных потребностей применяют различные методы:

  1. Наблюдение, позволяющее оценить объемы запросов, количество времени, затрачиваемое на их выполнение, активность пользователей при работе с источниками. Метод является неэффективным при необходимости получить объективную картину формирования информационных потребностей, поскольку не предполагает точных критериев оценки.
  2. Анализ документации библиотеки, отражающий особенности выполнения запросов. К такой документации можно отнести дневник библиотеки, журналы выполнения справок, отчеты о проведении мероприятий библиотечно-библиографического характера (например, обзоров, презентаций новых поступлений), а также читательских формуляров. В формулярах представлена информация о книгах, которые наиболее востребованы пользователями, а также данные о количестве помещений библиотеки, пользовании разными ее залами.
  3. Социологические методы исследования, направленные на проведение опросов, анкетирования для выявления потребностей респондентов в определенных видах ресурсов.
  4. Изучение и интерпретация статистических показателей деятельности библиотеки, например, показателя книговыдач по отраслям.

Методика организации работы по изучению потребностей пользователей в информации базируется на следующих составляющих:

  1. Планирование деятельности по изучению информационных потребностей, включающее определение цели такого изучения, а также последовательности этапов, процедуры, используемых техник сбора и анализа данных, способов обработки результатов.
  2. Определение способа анализа данных с опорой на существующие методы изучения информационных потребностей.
  3. Разработка методологических критериев анализа информационных потребностей.
  4. Проведение мероприятий, направленных на изучение потребностей в информации.
  5. Обработка результатов анализа и их интерпретация.
  6. Разработка конкретных рекомендаций по улучшению библиотечного обслуживания (например, предложений по комплектованию фондов) для повышения уровня оказания информационных услуг.

Таким образом, изучение информационных потребностей способствует более качественной организации библиотечного обслуживания и развитию информационных ресурсов библиотеки.

Дата последнего обновления статьи: 11.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot