Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Понятие маркетинга тесно связано с историей становления свободного капиталистического рынка. Маркетинг возникает в ХХ веке как теория и практика управления процессами в области удовлетворения запросов покупателей (потребителей) с помощью специальных методов предложения товаров или услуг. Постепенно концепция маркетинга становится межотраслевой: данные маркетинговых исследований начинаются распространяться на сферы, которые традиционно не считались рыночными (образование, наука, культура, искусство).
Применительно к библиотечной деятельности маркетинг начинается внедряться с 70-х годов прошлого века в США. В России интерес к библиотечному маркетингу возникает в 1990-е годы в связи с изменениями в социально-экономической жизни страны и переориентацией библиотек в условиях трансформировавшейся экономической реальности.
Маркетинговые концепции в библиотечной деятельности определили новый подход к самой сущности информационно-библиотечного обслуживания. Оно стало рассматриваться с позиции пользователя как конечного потребителя библиотечных продуктов и услуг. Следовательно, это предопределило взгляд на библиотечную деятельность как на процесс, связанный с выявлением и изучением запросов пользователя в области информации для создания условий удовлетворения этих запросов при осуществлении библиотечной деятельности.
Библиотечный маркетинг - это концепция управления библиотечно-информационными процессами, суть которой заключается в полном удовлетворении запросов пользователей (читателей) для развития библиотеки в условиях новой социально-экономической реальности.
Специфика библиотечного маркетинга заключается в следующем:
- Цель маркетинговой стратегии, реализуемой библиотекой, не связана непосредственно с извлечением прибыли, поскольку деятельность библиотеки имеет социально-ориентированный характер.
- Содержание маркетинговой стратегии библиотеки направлено на развитие информационной культуры пользователя, продвижение социально-значимых ценностей, в том числе книги и чтения.
- Сущность и характер оказываемых библиотекой услуг отличает их от продуктов коммерческого рынка тем, что они нематериальны в большинстве случаев, результат их не сохраняется во времени и связан с удовлетворением духовных потребностей пользователя (в саморазвитии и самообразовании, общении, творческой деятельности).
Технология маркетинговой деятельности в библиотеке
Основой маркетинговой деятельности в библиотеке является анализ всех сторон и компонентов библиотечного обслуживания:
- Анализ качественной составляющей библиотечных продуктов и услуг, который предполагает определение степени их востребованности потребителями, конкурентоспособности, привлекательности по сравнению с другими ресурсами в том же сегменте потребления.
- Изучение особенностей пользователей и их запросов, потребностей, что предполагает выявление категорий читателей, их интересов, целей посещения библиотеки, приоритетных направлений обслуживания и массовой работы, востребованных большинством пользователей.
- Анализ библиотечной инфраструктуры, доступности и удобства библиотечного обслуживания, внешней привлекательности библиотечной среды для пользователя, комфорта при использовании библиотечных зданий, сооружений, техники.
- Анализ производственных процессов, связанных с осуществлением библиотечного обслуживания: быстрота и удобства в удовлетворении запросов, качество и полнота полученной информации, приемлемый уровень сервиса, технологичность.
- Анализ рекламной составляющей библиотечного обслуживания, мероприятий, направленных на развитие имиджа библиотеки, продвижение ее услуг и продуктов.
- Изучение спектра коммерческих услуг, которые оказывает библиотека в аспекте их востребованности, способности к конкуренции, ценовой объективности.
Маркетинговая деятельность в библиотеке носит комплексный характер, охватывая все стороны библиотечных процессов:
- Планирование деятельности, связанной с продвижением уже имеющихся информационных ресурсов или выработкой новых услуг и продуктов.
- Изучение потребностей в данных видах продуктов и услуг, прогнозирование спроса и степени удовлетворенности ими читателей библиотеки.
- Определение параметров объема и качества оказываемых услуг (или выпускаемых продуктов) с точки зрения эффективной реализации маркетинговой стратегии.
- Обеспечение рекламной кампании (продвижения) услуг библиотеки на рынке.
- Анализ эффективности реализации маркетинговой концепции в библиотеке, ее корректировка и изменение.
Приведенный технологический процесс реализации маркетинговой деятельности библиотеки показывает, что маркетинг выступает как управленческий компонент деятельности, который охватывает все стороны библиотечного производства. Кроме этого, внедрение новых форм обслуживания обязательно должно проходить стадию маркетинговой экспертизы, что связано с учетом востребованности результатов реализации новых направлений в работе библиотеки.
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности предстает как важная стратегическая часть библиотечной работы, позволяющая создавать качественные информационные продукты и услуги и оставаться конкурентным источником значимой информации.