Коррекционная педагогика в системе подготовки библиотечных специалистов
Вопросы взаимосвязи библиотековедения и педагогики давно связанны с вопросами развития и совершенствования системы библиотечного образования. Просветительские и воспитательные функции, которые реализует современная библиотека, требует от специалистов в сфере библиотечного дела знание основ психологи обучения, а также форм, методов и приемов реализации библиотечной деятельности с разными возрастными группами пользователей.
Еще большую значимость педагогические знания приобретают в деятельности сотрудников специальных библиотек, которые обслуживают пользователей с нарушениями здоровья. Здесь библиотекарю необходимо понимать социальную специфику недуга пользователей и ограничения, которые заболевание (дефект) накладывает на возможности информационного развития. Целью обслуживания таких пользователей является не только удовлетворение их информационных запросов, но и содействие социализации, всемирная помощь в социальной адаптации и становлении информационной культуры. Поэтому в системе подготовки сотрудников специальных библиотек необходимо включать курсы по коррекционной педагогике.
Коррекционная педагогика является отраслью педагогической науки, которая занимается обучением и социализацией индивидов с каким-либо физическим или интеллектуальным дефектом, препятствующим получению образования в обычных условиях.
Главная задача коррекционного обучения состоит в нивелировке последствий дефекта для нормального развития и социальной адаптации индивида. Возможности и результаты коррекционного воздействия зависят от многих факторов, в том числе от глубины и стойкости дефекта, однако в целом отечественная педагогика добилась больших успехов области развития, обучения и воспитания индивидов особыми образовательными потребностями.
Специфика построения и содержательного наполнения курса коррекционной педагогики в библиотечном образовании
Знание специалистами в области библиотечно-информационного обслуживания коррекционной педагоги отличается от уровня подготовки педагогов, непосредственно реализующих программы коррекционного развития и обучения. Перед библиотекарем не стоит задача корректировать дефект в ходе организации специального процессе обучения и воспитания. Задача библиотекаря состоит в приобщении к чтению, развитии информационной культуры личности, облегчении процесса социальной адаптации путем привлечения к различным формам массовой работы с читателями. Поэтому от специалиста-библиотекаря требует знание основ коррекционной педагогики, а именно:
- Знание особенностей восприятия и усвоения информации людьми, у которых есть нарушения слуха, зрения, интеллекта и проч.
- Владение навыками общения с такими пользователями.
- Знание специальных библиотечных информационных ресурсов, которые используются в работе с такими читателями (например, аудиокниг, изданий, созданных на основе шрифта Брайля, а также специализированных программно-аппаратных средств для работы с такими ресурсами).
- Владение навыками организации и проведения мероприятий для лиц с ОВЗ.
Курс коррекционной педагогики для библиотечных специалистов, таким образом, создается через призму применения методов коррекционной работы в библиотечном обслуживании. Кроме этого, специалисту-библиотекарю необходимо владеть терминологическим аппаратом коррекционной педагогики, а также нормативно-правовой базой в сфере обслуживания лиц с ОВЗ.
В настоящее время в системе библиотечного образования в полной мере не реализуется знакомство с основами коррекционной педагогики. Студенты, знакомясь с основами библиотечной педагогики, получают самое общее представление о работе с пользователями, имеющими различные физические и интеллектуальные дефекты. При этом реальная практика показывает, что знания коррекционной педагогики необходимы не только сотрудникам специальных библиотек, но и педагогам-библиотекарям коррекционных и общеобразовательных школ с инклюзивной системой обучения. Поэтому будущий специалист нуждается в системе знаний, которые помогут ему в дальнейшей работе с разными категориями пользователей.
Внедряя основы коррекционной педагогик в систему подготовки библиотекарей, необходимо:
- Определить обязательный минимум усвоения знаний, необходимых специалисту библиотечной сферы.
- Выстроить курс как практико-ориентированный, с возможным выходом студентов в специализированные библиотеки, где обслуживаются лица с ОВЗ.
- Создать условия для самостоятельного углубления знаний в сфере коррекционной педагогики.
- Дать представление о специфике работы с пользователями, имеющими различные дефекты, а также раскрыть социальное значение такой работы в системе библиотечно-информационного обслуживания.
Коррекционная педагогика в системе подготовки библиотечных специалистов призвана стать одним из обязательных компонентов в содержании программ профессионального обучения.