Корпоративные автоматизированные информационно-библиотечные системы
Библиотеки в современном обществе продолжают быть центами социально-культурной и информационной жизни, отвечая требованиям стремительно меняющегося общества. Одним из направлений развития библиотеки становится объединение их ресурсов на основе использования современных телекоммуникационных технологий.
Другой проблемой, с которой сталкиваются библиотеки, является проблема расширения информационных ресурсов, что затрудняет обслуживание пользователей из-за большого потока информации. Выход из этой ситуации видится в интеграции усилий библиотек с помощью создания библиотечных сетей, позволяющих объединить ресурсы и кадры для эффективной работы.
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению работы библиотек, в которой выделяются несколько направлений:
- Деятельность в области формирования сводных каталогов, основных из которых является
- Развитие систем корпоративной каталогизации.
- Формирование региональных библиотечных сетей.
- Разработка и внедрения форм кооперации библиотек на основе межрегионального и межведомственного взаимодействия.
Существуют два аспекта деятельности по создания сводных каталогов:
- Создание баз данных, включающих информацию о библиотеках, которые имеют в своем фонде те или иные документы.
- Создание электронного сводного каталога ресурсов, представляющего собой результат объединения каталогов нескольких библиотек для удобства поиска информации.
Корпоративная каталогизация призвана обеспечить экономию ресурсов, затрачиваемых на каталогизацию, улучшить качество описания документов, а также облегчить процессы обслуживания, внедрив в практику удаленный формат доставки документов.
Корпоративные каталоги представляют собой объединение библиографических записей, создаваемых разными библиотеками, с целью создания и продвижения единого каталога с возможностью удаленного к нему доступа.
Обычно работу по ведению каталога, а также координации библиотек-участниц корпорации осуществляет некая центральная библиотека, играющая ведущую роль в объединении.
Региональные и межрегиональные корпорации библиотек
Корпоративные информационные системы региона представляют собой объединения автономных библиотек одной административной единицы, которое осуществляется на началах добровольности целях улучшения библиотечно-информационного обслуживания, а также развития технической и информационно-поисковой базы.
Это объединение носит сетевой характер и является базой для создания автоматизированных поисковых систем и баз данных, предоставляющих доступ к ресурсам библиотечной системы региона. Помимо реализации данного направления региональные корпоративные сети занимаются выработкой единых правил описания ресурсов, обеспечением необходимой для их функционирования технической базой.
Главная задача деятельности региональных корпораций – обеспечение интеграции библиотек, стандартизация и унификация систем поиска информации, а также развитие технологической базы.
Корпорации библиотек, включающие связи между библиотеками разных регионов и ведомств, как правило, создаются для решения каких-либо кратковременных задач, связанных с реализацией проектов. Основной проблемой их деятельности является необходимость привлечения стороннего финансирования, поэтому эти объединения не являются устойчивыми и долговременными. Однако перспектива создания и внедрения таких систем предполагает экономию ресурсов на создание баз данных и более широкие возможности доступа к информационным ресурсам.
Наиболее успешный опыт кооперации отечественных библиотек – создание АРБИКОН. Это аббревиатура, которая расшифровывается как Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов. Организация основана в 2002 году как некоммерческое партнерство, призванное обеспечить высокое качество обслуживания и доступ к разным ресурсам для максимального числа пользователей. Взаимодействие между библиотеками в рамках партнерства осуществляется с помощью сети Интернет. На базе деятельности организации создан информационный портал, позволяющий осуществлять поиск по сводному электронному каталогу. Возможности портала также адаптированы для обслуживания незрячих и слабовидящих читателей.
Помимо данных направлений деятельности, АРБИКОН осуществляет и другие проекты, направленные на обучение библиотечных кадров, развитие корпоративных ресурсов путем формирования базы информационных источников по разным областям знаний с возможностью использования ее в удаленном формате.
Таким образом, корпоративные автоматизированные системы библиотек позволяют координировать деятельность библиотек для создания условий получения информации с помощью современных телекоммуникационных средств.