Научно-техническая библиотека и ее коммуникационная среда
Перспективы развития научно-технических библиотек связаны с представлением библиотеки в качестве активного участника информационно-коммуникационной среды, стратегически необходимого для повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей производства, которые она обслуживает.
Научно-техническая библиотека предстает как специфический вид библиотечного учреждения, характеризующийся следующими свойствами:
- направленность на удовлетворение информационных потребностей специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в области технической, производственной сферы;
- ограниченный контингент пользователей библиотеки;
- вспомогательный характер по отношению к научно-производственной деятельности;
- профильный характер комплектования фондов;
- тесная связь с практической стороной жизни предприятий и у4чреждений научно-технической сектора.
Коммуникационная среда функционирования научно-технической библиотеки представляет собой информационное пространство, включающее как внешнюю среду, так и внутреннюю информационную среду предприятия учреждения, организации, на базе которых она функционирует.
Коммуникационная среда выступает по отношению к библиотеке как пространство, которое обеспечивает охват библиотечным обслуживанием пользователей, а также является каналом продвижения продуктов и услуг библиотеки.
Информационно-коммуникационная среда научно-технической библиотеки формируется в результате целенаправленно осуществляемой информационной политики.
Коммуникационная политика научно-технической библиотеки
Коммуникационная политика библиотеки – это целенаправленно осуществляемая деятельность, направленная на налаживание контактов и установление взаимодействия с учреждениями, профессиональными сообществами, объединениями пользователей, а также сотрудниками учреждения внутри библиотечного коллектива.
Внешняя коммуникационная политика научно-технической библиотеки является основным инструментом ее продвижения в социуме, а также адаптации к условиям изменяющейся среды. Она направлена на решение следующих задач, связанных с деятельностью научно-технической библиотеки:
- Формирование положительного имиджа библиотеки среди профессионального научно-технического сообщества.
- Информирование сообщества профессионалов об актуальных изменениях в научно-технической сфере.
- Продвижение собственных продуктов и услуг как инструментов развития профессиональной информационной культуры.
- Реализация различных форм сотрудничества с предприятиями промышленности, учреждениями образования, культуры.
- Содействие повышению квалификации профессионального сообщества путем участия в различных мероприятиях: семинарах, конференциях, круглых столах, выставках и проч.
- Привлечение внимания профессионального сообщества к проблемам, связанным с развитием и распространением научно-технической информации в обществе.
Внутренняя коммуникационная политика научно-технической библиотеки связана с ее средообразующей ролью, которая заключается в формировании необходимого научно-информационного пространства для решения практических задач, стоящих перед предприятием. В структуре научно-производственной деятельности предприятия научно-техническая библиотека выполняет следующие функции:
- выдача необходимых документов сотрудникам во временное пользование;
- информирование о новинках научно-технических изданий;
- обеспечение доступа к библиографическим ресурсам и базам данным;
- удовлетворение потребностей в периодике;
- выполнение справок по запросам сотрудников предприятия;
- содействие распространению сведений о деятельности предприятия путем продвижения его достижений через публикации, Дни открытых дверей в библиотеке, выставки и другие формы массовой работы.
Важной составляющей коммуникационной политик научно-технической библиотеки является реализация культурно-образовательной функции, которая связана с популяризацией отраслевой литературы, демонстрацией значительного вклада данного вида информационных ресурсов в развитие общества.
На основе изучения опыта реализации внешней политики научно-технической библиотеки можно сформулировать основные принципы осуществления ее коммуникационной политики:
- Опора на изучение целевой аудитории, ее потребностей, информационных запросов и задач, стоящих перед профессиональным сообществом.
- Ориентация на установление долговременных форм сотрудничества с целью развития потенциала библиотеки как научно-информационного и производственного центра.
- Создание имиджа научно-технической библиотеки в профессиональном сообществе через систему маркетинговых мероприятий, направленных на раскрытие ее научно-информационного, методического, культурно-образовательного потенциала.
- Комплексный подход к решению задач деятельности библиотеки, связь с внешней и внутренней стороной коммуникационной политики.
- Соответствие декларируемых целей коммуникационной политике и тем продуктам и услугам, которые предоставляет научно-техническая библиотека.
Коммуникационная политика научно-технической библиотеки является ванным фактором ее развития в условиях современного социума и способствует продвижению научно-технических информационных ресурсов в профессиональном сообществе.