Коммерческая информационная деятельность библиотеки
Современная библиотека, существуя в условиях информационного рынка, сама выступает субъектом рыночных отношений и производителем информационных товаров и услуг, представляющих коммерческую ценность.
Коммерческая информационная деятельность библиотеки представляет собой процесс и результат создания в библиотеке информационной продукции, предназначенной для продажи с целью извлечения прибыли, а также оказание платных информационных услуг пользователям.
Признаки коммерческой информационной деятельности библиотеки состоят в следующем:
- Коммерческая деятельность библиотеки осуществляется как дополнительная, не идущая вразрез с ее основной деятельностью, осуществляемой на безвозмездной основе.
- Коммерческая деятельность библиотеки направлена создание интеллектуально-информационной продукции, а также услуг в области информирования и библиографического консультирования.
- Коммерческая информационная деятельность осуществляется путем использования информационных и технических ресурсов библиотеки в соответствии с потребностями пользователей и их запросами.
К информационной коммерческой деятельности относятся:
- Создание и распространение информационных продуктов, которые представляют собой разные виды библиотечно-библиографических изданий: пособия, альманахи, календари, указатели, рекомендательные списки.
- Разработка и продажа сувенирной и рекламной полиграфической продукции (визитки, баннеры, закладки).
- Создание тематических папок (в том числе и в электронном виде), папок-досье по определенным направлениям информационного обслуживания.
- Реферирование и аннотирование источников информации на заказ.
- Составление библиографических списков к научным, исследовательским работам, а также рефератам, выпускным квалификационным работам и проч.
- Создание подборок, дайджестов материалов по определенным темам.
- Проведение платных библиографических консультаций.
- Разработка обзоров новинок литературы, а также отраслевых изданий специальной тематики по заказу пользователей или организацией.
- Проведение выездных выставок и обзоров для специалистов разных отраслей (педагогов, медиков, работников промышленности, юристов, экономистов и проч.).
- Разработка сценарных форм мероприятий.
- Редактирование и рецензирование информационно-библиографических изданий.
- Полиграфические и издательские услуги.
Законодательное регулирование коммерческой информационной деятельности библиотеки
Поскольку информационная коммерческая деятельность связана с реализацией части хозяйственных отношений библиотеки, она находится в правовом поле, регулирующем как хозяйственную деятельность в условиях рынка, так и использование информационных ресурсов в аспекте защиты интеллектуального права, информационной безопасности и проч.
Законодательной базой, которая стала источником для регулирования отношений в сфере коммерческой информационной деятельности библиотек, выступают закон «Об авторском праве и смежных правах», законодательство в сфере использования информационных ресурсов, а также Гражданский кодекс РФ, регламентирующий особенности договорных отношений в библиотеке.
В сфере коммерческой информационной деятельности выделяются два аспекта и соответственно два направления правового регулирования:
- Взаимоотношения библиотеки и автора информационного продукта, которые связаны с соблюдением законодательства в сфере интеллектуального права.
- Взаимоотношения библиотеки как производителя информационных ресурсов и пользователя как потребителя этих ресурсов, которые регламентируются гражданским законодательством.
Первый тип отношений базируется на договорных отношениях между автором информационных ресурсов (продуктов) и библиотекой как субъектом, использующим эти ресурсы публично для обслуживания читателей. Отношения, возникающие с сотрудниками библиотеки как авторами интеллектуальной продукции, определяются в основном трудовым договором и должностными инструкциями, в соответствии с которыми создаются служебные произведения – различные интеллектуально-информационные продукты. При необходимости обращения к ресурсам, создание которых требует привлечения дополнительных трудовых затрат или автором, не состоящих в штате библиотеке, используется договор об авторских правах, позволяющий определить процедуру передачи прав на произведение и сроки его использования в библиотеке, а также размер и порядок вознаграждения автора.
Второй тип отношений предполагает договорные отношения в рамках купли-продажи продуктов или оказания услуг потребителям на основе существующего в библиотеке регламента осуществления платного обслуживания. В соответствии с договорными отношениями библиотека приобретает права и обязанности, характерные для производителя товаров или исполнителя услуг, поэтому ее деятельность подлежит регламентации со стороны гражданского законодательства. В частности, за оказание услуг ненадлежащего качества библиотека может нести ответственность, в том числе и материальную в виде штрафов или взысканий.
Коммерческая информационная деятельность библиотеки, будучи частью ее правоотношений с субъектами информационного рынка, подлежит законодательному регулированию для соблюдения легитимности действий всех участников рыночных отношений.