Интеллектуальная продукция библиотеки: понятие и функции
Информация, имеющаяся в современной библиотеке, поступают туда не только извне, путем комплектования фондов различными документами, но как результат деятельности сотрудников библиотеки по производству собственных продуктов и услуг, имеющих интеллектуальную ценность. Информационные продукты, созданные самой библиотекой, является инструментом привлечения в библиотеку пользователей, позволяют повысить качество библиотечно-информационного обслуживания и являются объектом платного информирования пользователей.
Интеллектуальная продукция библиотеки представляет собой совокупность информационных ресурсов, созданных сотрудниками библиотеки для удовлетворения запросов пользователей в области библиографии, поиска информации, проведения научно-исследовательской работы с источниками.
Основными критериями, которые позволяют отнести издаваемую продукцию к интеллектуальным ресурсам библиотеки, выступают:
- Соответствие ресурса требованиям, предъявляемым к вторичным информационно-аналитическим материалам (точность, фактографическая достоверность, содержательность, оперативность исполнения, надежность цитирования, полнота).
- Опора на основные принципы информационно-библиографической работы с ресурсами для создания интеллектуальной продукции, стандартность процедур описания и систематизации информации.
- Наличие у персонала библиотеки необходимого уровня профессиональной компетенции для работы с источниками информации.
- Высокий уровень практической ценности издаваемых материалов.
Интеллектуальная продукция библиотеки: традиции и инновации
Интеллектуальная продукция библиотеки в силу особенностей ее создания, предназначения и использования существует в виде неопубликованных материалов или же в виде малотиражных изданий (например, брошюр, малоформатных библиографических пособий, картотек и проч.).
Основные функции публикуемых библиотекой интеллектуальных материалов заключаются в следующем:
- Реализация права на интеллектуальную собственность (авторство) материалов.
- Оформление в печатном виде результаты аналитической, фактографической, метаописательной деятельности.
- Многократное использование ресурса в процессе обслуживания пользователей.
- Систематизация больших массивов библиографических данных для их длительного хранения.
- Воспроизведение актуальной информации посредством выдачи копий.
- Самообеспечение фондов необходимыми интеллектуальными ресурсами.
К основным видам интеллектуальной продукции библиотеки, которая создается усилиями ее персонала, относят:
- Картотеки справок, выполненных библиотекой по запросам пользователей.
- Информационные папки, в том числе и созданные по требованию пользователя.
- Информационные стенды и плакаты.
- Фонды переводных материалов с иностранных языков.
- Методические папки с разработками сценариями массовых мероприятий, планами работы, иными материалами, касающимися инновационной работы с пользователями.
- Электронный каталог.
- Информационный бюллетень новых поступлений в фонд библиотеки.
- Библиографические указатели по теме (персоналии).
- Мультимедийные материалы (например, буктрейлеры, видеопрезентации, видеолекции, виртуальные экскурсии, цифровые копии документов и проч.).
- Информационно-аналитические издания (бюллетени, альманахи, пособия), относящиеся к разным темам, востребованным среди пользователей.
Традиционными формами интеллектуальной продукции библиотеки являются библиографические ресурсы, к которым относят каталоги, картотеки, фонды методических материалов, архивы выполненных справок и запросов.
Однако современная библиотека нуждается в расширении спектра предоставляемых услуг, поэтому актуальной в ее работе является подготовка новых форм интеллектуальной продукции. К ним можно отнести:
- Тематические дайджесты (коммюнике) по содержанию статей научных или отраслевых журналов (например, в области права, экономики, техники).
- Электронные коллекции цифровых ресурсов, посвященные разным темам, в которые входят текстовые документы и файлы мультимедиа.
- Архивы электронных выставок, интерактивных экскурсий.
- Собрания оригинальных методических разработок.
- Коллекции фото- и видеодокументов, относящихся к истории библиотеки и ее деятельности (фотолетопись, видеоархив).
Практика обслуживания показывает, что многие виды интеллектуальной продукции востребованы пользователями, в том числе и в ходе организации Дней специалиста в библиотеке, осуществлении коллективного обслуживания по абонементу представителей каких-либо организаций, учреждений. Спектр интеллектуальной продукции библиотеки все время расширяется за счет расширения и углубления запросов пользователей. Также происходит усложнение самой структуры таких материалов: они становятся профильными, включают разные типы и виды ресурсов, ориентируются на цифровой формат представления информации.
Таким образом, интеллектуальная продукция библиотек остается востребованным ресурсом в практике обслуживания пользователей и расширяет спектр предоставляемых ей информационных материалов.