Информационные продукты и их виды
Библиотечные учреждения являются производителями разнообразных информационных продуктов и услуг, которые обеспечивают библиотечное обслуживание населения.
Хотя библиотечные продукты и услуги часто объединяются как две стороны единого процесса библиотечного обслуживания, все же они имеют свою специфику.
Понятие «библиотечный информационный продукт» является достаточно широким и трактуется в научной литературе по-разному. Для одних исследователей библиотечный продукт является синоним понятия «библиотечная продукция», другие же понимают под «продуктом» всю совокупность услуг и продукции, которые производит библиотека.
Под информационным продуктом следует понимать физический объект (например, библиографическое пособие, календарь, буклет, каталог), который подготавливается библиотекой для реализации целей, связанных с информационно-библиотечным обслуживанием читателей.
Библиотечные информационные продукты, по сути, разнообразны и включают:
- библиографическую продукцию: библиографические пособия, указатели, обзоры, рекомендательные списки;
- продукцию рекламного характера: баннеры, листовки, флаеры;
- методическую продукцию: методические рекомендации, сценарии мероприятий, сборники и т. д.;
- информационную продукцию: базы данных, тематические папки, электронные цифровые ресурсы, картотеки, каталоги, создаваемые самой библиотекой;
- организационно-просветительскую продукцию: выставки, массовые мероприятия, акции, проекты.
Очевидно, что библиотечные продукты являются базой для предоставления библиотечных услуг, которые осуществляются путем доведение библиотечного продукта до конкретного пользователя.
Информационные библиотечные услуги: понятие, типология
Библиотечная информационная услуга понимается и как показатель качества библиотечного обслуживания, и как его операционально-деятельностная сторона, связанная с удовлетворением запросов пользователей.
Информационная услуга представляет собой понятие, с помощью которого описывается результативность деятельности библиотеки, а также ее функционал, поскольку минимальный набор услуг, гарантированно оказываемых библиотечным учреждением, определяется стандартами библиотечного обслуживания.
К библиотечным услугам можно отнести:
- Выдача пользователю документов для использования дома, вне стен библиотеки, или в читальном зале.
- Предоставление необходимой справочно-поисковой информации, а также оборудования для работы с информационными источниками.
- Помощь в поиске необходимой информации и консультирование в области использования справочно-поисковых систем библиотеки.
- Рекомендации относительно чтения.
- Повышение читательской и информационной компетенции путем организации бесед, консультаций, курсов.
- Популяризация фонда через выставочную деятельность.
- Организация массовых мероприятий на актуальные для пользователей темы.
- Удовлетворение образовательных досуговых и творческих потребностей пользователей через организацию клубной и кружковой работы.
Библиотечные услуги по способу их оказания можно разделить на бесплатные и платные. Первые являются базовыми и входят в стандарты оказания библиотечных услуг населению. Так, на безвозмездной основе предоставляется доступ к документам, информационным ресурсам библиотеки, ее справочно-поисковым системам, выставкам, мероприятиям. Платные услуги являются дополнительными и связаны с копированием информации, набором и распечаткой текстов, обеспечением доступа в Интернет для самостоятельной работы пользователя, предоставлением библиографических услуг (составление библиографических списков по требованию читателей, выполнение платных справок и проч.). Перечень, стоимость и порядок оказания платных услуг регулируются дополнительными положениями и не включают те виды услуг, оказание которых гарантировано законодательно на безвозмездной основе.
По месту предоставления услуг их можно подразделить на стационарные и удаленные. Первый вид услуг оказывается в стенах библиотеки, второй – с помощью телекоммуникационных инструментов для удаленных пользователей.
Библиотечные услуги можно также подразделить на индивидуальные, групповые и массовые:
- Индивидуальные услуги направлены на удовлетворение информационных запросов конкретного пользователя. Это может быть консультация, справка, индивидуальное информирование на постоянной основе.
- Групповые услуги востребованы небольшими ассоциациями пользователей: учебными классами, коллективами предприятий и учреждений. Как правило, для таких пользователей действует система коллективного абонемента, проводятся групповые консультации и обзоры, составляются рекомендательные списки и проч.
- Массовые услуги ориентированы на широкий круг читателей. Это выставки, библиотечные мероприятия и акции.
Библиотеки постоянно стремятся к повышению качества и расширению перечня оказываемых услуг и выпускаемой продукции для улучшения своей деятельности.