Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Информационные продукты и услуги

Информационные продукты и их виды

Библиотечные учреждения являются производителями разнообразных информационных продуктов и услуг, которые обеспечивают библиотечное обслуживание населения.

Хотя библиотечные продукты и услуги часто объединяются как две стороны единого процесса библиотечного обслуживания, все же они имеют свою специфику.

Понятие «библиотечный информационный продукт» является достаточно широким и трактуется в научной литературе по-разному. Для одних исследователей библиотечный продукт является синоним понятия «библиотечная продукция», другие же понимают под «продуктом» всю совокупность услуг и продукции, которые производит библиотека.

Определение 1

Под информационным продуктом следует понимать физический объект (например, библиографическое пособие, календарь, буклет, каталог), который подготавливается библиотекой для реализации целей, связанных с информационно-библиотечным обслуживанием читателей.

Библиотечные информационные продукты, по сути, разнообразны и включают:

  • библиографическую продукцию: библиографические пособия, указатели, обзоры, рекомендательные списки;
  • продукцию рекламного характера: баннеры, листовки, флаеры;
  • методическую продукцию: методические рекомендации, сценарии мероприятий, сборники и т. д.;
  • информационную продукцию: базы данных, тематические папки, электронные цифровые ресурсы, картотеки, каталоги, создаваемые самой библиотекой;
  • организационно-просветительскую продукцию: выставки, массовые мероприятия, акции, проекты.

Очевидно, что библиотечные продукты являются базой для предоставления библиотечных услуг, которые осуществляются путем доведение библиотечного продукта до конкретного пользователя.

Информационные библиотечные услуги: понятие, типология

Определение 2

Библиотечная информационная услуга понимается и как показатель качества библиотечного обслуживания, и как его операционально-деятельностная сторона, связанная с удовлетворением запросов пользователей.

«Информационные продукты и услуги» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Информационная услуга представляет собой понятие, с помощью которого описывается результативность деятельности библиотеки, а также ее функционал, поскольку минимальный набор услуг, гарантированно оказываемых библиотечным учреждением, определяется стандартами библиотечного обслуживания.

К библиотечным услугам можно отнести:

  1. Выдача пользователю документов для использования дома, вне стен библиотеки, или в читальном зале.
  2. Предоставление необходимой справочно-поисковой информации, а также оборудования для работы с информационными источниками.
  3. Помощь в поиске необходимой информации и консультирование в области использования справочно-поисковых систем библиотеки.
  4. Рекомендации относительно чтения.
  5. Повышение читательской и информационной компетенции путем организации бесед, консультаций, курсов.
  6. Популяризация фонда через выставочную деятельность.
  7. Организация массовых мероприятий на актуальные для пользователей темы.
  8. Удовлетворение образовательных досуговых и творческих потребностей пользователей через организацию клубной и кружковой работы.

Библиотечные услуги по способу их оказания можно разделить на бесплатные и платные. Первые являются базовыми и входят в стандарты оказания библиотечных услуг населению. Так, на безвозмездной основе предоставляется доступ к документам, информационным ресурсам библиотеки, ее справочно-поисковым системам, выставкам, мероприятиям. Платные услуги являются дополнительными и связаны с копированием информации, набором и распечаткой текстов, обеспечением доступа в Интернет для самостоятельной работы пользователя, предоставлением библиографических услуг (составление библиографических списков по требованию читателей, выполнение платных справок и проч.). Перечень, стоимость и порядок оказания платных услуг регулируются дополнительными положениями и не включают те виды услуг, оказание которых гарантировано законодательно на безвозмездной основе.

По месту предоставления услуг их можно подразделить на стационарные и удаленные. Первый вид услуг оказывается в стенах библиотеки, второй – с помощью телекоммуникационных инструментов для удаленных пользователей.

Библиотечные услуги можно также подразделить на индивидуальные, групповые и массовые:

  1. Индивидуальные услуги направлены на удовлетворение информационных запросов конкретного пользователя. Это может быть консультация, справка, индивидуальное информирование на постоянной основе.
  2. Групповые услуги востребованы небольшими ассоциациями пользователей: учебными классами, коллективами предприятий и учреждений. Как правило, для таких пользователей действует система коллективного абонемента, проводятся групповые консультации и обзоры, составляются рекомендательные списки и проч.
  3. Массовые услуги ориентированы на широкий круг читателей. Это выставки, библиотечные мероприятия и акции.

Библиотеки постоянно стремятся к повышению качества и расширению перечня оказываемых услуг и выпускаемой продукции для улучшения своей деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot