Информационно-библиографическое обслуживание в области права в библиотеках
Современное общество в связи с активными социально-экономическими и политическими изменениями последних десятилетий вступило на путь правого развития, поэтому правовая информация стала важной частью общественной жизни, а правовая культура и грамотность – одними из востребованных компетенций современного индивида.
Современный пользователь библиотеки сталкивается с различными жизненными и профессиональными ситуациями, в которых нуждается в достоверной и своевременной правовой информации. Функцию по обеспечению его этой информацией должны взять на себя публичные библиотеки как центры, занимающиеся проблемами информационного обслуживания населения в различных областях общественной жизни.
Информационно-библиографическое обслуживание в области права в библиотеках представляет собой целенаправленную деятельность в сфере информирования пользователей в области текущего законодательства, юридических норм, а также общих вопросов правового обеспечения разных аспектов жизнедеятельности.
Информационно-библиографическое обслуживание в правой сфере опирается на различные виды ресурсов, которые предлагаются пользователям:
- Фонды библиотеки, среди которых имеются как печатные источники информации, так и цифровые ресурсы в области права и юриспруденции.
- Тематические папки и досье правовой тематики, которые ведутся в библиотеках по запросам пользователей или в соответствии с профилем деятельности.
- Полнотекстовые базы данных, формируемые библиотекой на цифровых носителях.
- Приобретенные библиотекой специальные правовые ресурсы (базы данных), содержащие возможности полного доступа к актуальному законодательству и использования его для обслуживания пользователей.
- Библиографические продукты (дайджесты, обзоры, библиографические пособия) правовой тематики, выпускаемые самой библиотекой.
Основные направления правового информирования и обслуживания в библиотеках
В рамках правового информирования библиографы реализует целый спектр работ, направленных на удовлетворения читательских запросов:
- Индивидуальное и коллективное библиографическое правовое информирование на постоянной основе, а также по запросу пользователей.
- Консультации по поиску ресурсов или справочной информации правового характера в библиотеке.
- Выполнение справок в сфере правовой или юридической тематики, в том числе и в электронном виде.
- Проведение специальных библиографических мероприятий (обзоров, Дней открытых дверей, Дней специалистов и проч.), которые направлены на информирование пользователей о потенциале библиотеки в области правового информирования, а так на знакомство пользователей с фондами библиотеки, получение актуальной информации по интересующей теме.
- Организация встреч читателей со специалистами в правовой сфере (юристы, адвокаты).
- Взаимодействие с органами государственной власти в аспекте информирования читателей о правовых инициативах в области местного самоуправления и региональной политики.
- Подготовка и издание специальных библиографических материалов в помощь читателям, работающим с правовой информацией (указатели, дайджесты, библиографические пособия).
- Создание специальных ресурсов СБА для работы с правовой информацией (например, отдельных каталогов по правовой и юридической информации, тематических указателей статей правовой тематики и проч.).
- Составление библиографических списков, аннотирование и реферирование источников по заказу пользователей.
- Организация выставок изданий и материалов правовой тематики.
Таким образом, библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей в области правовой информации предстает как сложная, комплексная деятельность, предполагающая многоаспектную работу. Особенно перспективными в современных условиях являются те формы обслуживания, которые возможно осуществлять с помощью цифровых сервисов, однако это порождает проблему развития информационно-правовой культуры пользователя. В этом отношении библиотеки предлагают читателям следующие виды услуг:
- Организация занятий (курсов) повышения компьютерной грамотности, а также цифровой правовой культуры в области использования электронных сервисов правового обслуживания.
- Информационные мероприятия профилактического характера, касающиеся предотвращения негативных последствий в правовой сфере при использовании цифровых услуг и сервисов.
- Развитие правовой культуры молодежи за счет проведения просветительских мероприятий разного уровня, издания информационных ресурсов в виде буклетов, закладок и иной полиграфической рекламно-информационной продукции.
Данные виды деятельности библиотек в области правового информационно-библиографического обслуживания пользователей способствуют реализации социальной функции библиотеки, а также содействуют информационному просвещению граждан.