Сущность понятия и концепции информационного общества
На сегодняшний день термин «информационное общество» употребляется в различных областях знания, становясь междисциплинарным. Существует огромное число определений этого понятий, каждое из которых подчеркивает определенный аспект в его понимании.
Ключевым понятием, определяющим сущность феномена информационного общества, является информация, которая рассматривается довольно широко, как совокупность сведений, необходимых для осуществления деятельности в разных сферах, а также развития личности.
Понимая информацию как новую производственную силу, сторонники теории нового общественного развития отмечают, что современный социум стоит на пороге перехода к новому типу существования – информационному, который противопоставляется предшествующим стадиям развития.
Сущность информационной стадии общества определяется тем, что ведущей силой его развития становятся когнитивные ресурсы и информационные технологии, идущие на смену производству товаров и услуг.
Для информационного общества характерна высокая степень интеллектуализации и информатизации процессов производства, социальная гибкость и мобильность, бесклассовая структура, а также минимизация конфликтов, рост примеров позитивной кооперации, переход к новому типу сознания и взаимодействия с природой, который можно охарактеризовать как «экологический».
Становление и развитие общества нового типа связано не только с «радужными» перспектива, но также предполагает появление ряда проблем, которые предстоит решать в новых условиях. К основным из них можно отнести: 1. Проблему неравномерности развития информационного общества в разных уголках мира, следовательно, увеличение разрыва между технологически зрелыми, развитыми типами социум и отсталыми. 2. Проблему перестройки образовательной, экономической и социальной среды под влиянием новых тенденций. 3. Проблему формирования необходимых компетенций для успешного функционирования в новом типе общества. 4. Проблему равного доступа к информации, а также защиты интересов личности при глобальной конвергенции информации.
Решая проблему подготовки человека к жизни в социуме нового типа, специалисты отмечают, что основой его формирования должна стать информационная культура и ее составляющая. Именно компетенции, которые приобретает человек в сфере манипуляций с информацией, определяют его успешность в адаптации к обществу нового типа.
Информационная культура в информационном обществе
Информационная культура осознается большинством ученых как комплексное понятие, функционирующее на междисциплинарном уровне. Оно находится в сфере интересов философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов, библиотековедов. Каждый специалист стремится акцентировать в данном понятии составляющие, важные для понимания сущности изменений, которые затронут те или иные сферы жизни общества.
Пытаясь встроить понятие «информационная культура» в современную систему терминов, ученые определяют его через отношение к понятию «культуры». В этом аспекте информационная культура является одной из форм ее бытования, поскольку выступает как сфера формирования информационных ценностей и компетенций, связанных с их использованием.
Другое определение понятия «информационная культура» делает акцент на специфике его функционирования в семиотическом аспекте: это часть культуры, связанная с генерацией информацией и ростом ее роли в структуре качеств личности.
Несмотря на многообразие определений, ученые стремятся подчеркнуть в данном понятии два аспекта:
- Первый связан с представлением об особой сфере производства информационных ценностей.
- Второй предполагает существование специальной системы компетенций, которые позволяют индивиду взаимодействовать с данной системой ценностей для решения практических задач.
Информационная культура как понятие многоаспектное включает несколько компонентов:
- Информационные ценности, то есть информация, рассматриваемая в аксиологическом ключе.
- Информационные технологии как способы обработки, хранения и презентации информации.
- Информационные навыки, которые определяют способы взаимодействия с информацией, ее использования в процессе обучения, саморазвития, профессиональной деятельности.
- Информационную компетентность, которая отражает степень владения современными информационными технологиями и способами работы с информацией.
- Информационную грамотность, то есть способность применять имеющиеся информационные знания и навыки работы в разных ситуациях, требующих обращения к информационным источникам.
- Компьютерную грамотность, связанную с овладением технологической стороной работы с информацией.
Без информационной культуры, как отмечает большинство ученых, на сегодняшний день невозможна ни эффективная познавательная деятельность индивида, ни коммуникация, ни профессиональное самоопределение и развития. Поэтому вопросы развития и формирования информационной культуры становятся приоритетными направлениями в области образования и профессиональной подготовки индивидов.