Понятие организационной культуры библиотеки
Организационная культура является понятием, имеющим межотраслевую природу, поэтому сложным для определения, поскольку оно применимо к деятельности любой организации.
Под организационной культурой понимают совокупность представлений, а также систему ценностей и норм профессионального поведения, выработанных каким-либо профессиональным сообществом, разделяемых его членами и влияющих на деятельность и принятие решений.
Иногда в качестве синонима этого понятия используется сочетание «корпоративная культура», или философия организации.
Источниками формирования организационной культуры библиотеки выступают традиции, складывающиеся в результате длительной совместной профессиональной деятельности, а также стандарты поведения и деятельности, стиль руководства, внешние условия функционирования библиотеки. Таким образом, организационная структура складывается под влиянием внешних и внутренних факторов развития.
Организационная культура библиотеки представлена несколькими видами:
- Профессиональная, включающая высокий уровень знаний и умений, связанных с выполнением трудовых функций и обязанностей.
- Правовая, связанная со знанием юридических норм в сфере профессиональной деятельности и стремлением соблюдать законность.
- Должностная, охватывающая такие аспекты профессиональной деятельности, как статус человека в коллективе и выполняемые им обязанности.
Помимо доминирующей организационной культуры, которая разделяется большинством представителей профессионального сообщества, выделяются субкультуры, складывающиеся в определенных библиотеках под влиянием внутрикорпоративных традиций и ценностей.
По сути, любо аспект библиотечной деятельности входит в состав организационной культуры как ее составная часть. Можно говорить о культуре управления, культуре выполнения профессиональных задач, методической культуре, культуре межличностных и деловых отношений в коллективе и проч.
Формирование и развитие организационной культуры библиотеки
Основной формой развития организационной культуры является социализация, то есть процесс включения индивида в деятельность, связанную с усвоением норм и ценностей доминирующей организационной культуры.
Социализация как часть процессов формирования организационной культуры включает ряд этапов:
- Изучение основ корпоративной культуры, существующей в библиотечном учреждении, и оценка ее структуры с точки зрения эффективности для решения текущих задач.
- Выработка конкретных задач, связанных трансформацией и (или) развитием структуры корпоративной культуры, и их практическая реализация.
- Рефлексия, предполагающая оценку эффективности предпринятых мер.
Конкретные направления работы в области формирования корпоративной культуры предполагают реализацию следующих мер:
- Создание эталонных образцов профессиональной деятельности, которые воплощают лучшие нормы и ценности и являются ориентиром для коллектива.
- Формирование групп в коллективе, которые являются проводниками определенных норм и ценностей.
- Создание ситуации успеха ля сотрудников и повышение мотивации к труду.
- Создание знаково-символических образов организационной культуры, которые воплощают нормы и ценности организации (это может быть корпоративная одежда, элементы презентации сотрудников, к примеру, бейджи, доска почета, корпоративная эмблема, корпоративные традиции и праздники и проч.).
- Формирование условий для сочетания разных форм развития: использование прямых указаний руководства должно сочетаться с инициативой сотрудников и косвенными формами воздействия.
Особую роль развития организационная культура играет в формировании и развитии коллектива библиотеки, поскольку она закладывает основы совместной деятельности, создает общие ценности, а также стимулирует развитие коллектива и стремление к усовершенствованию деятельности.
С точки зрения такой составляющей, как коллектив, организационная культура включает несколько аспектов:
- Социально-профессиональную миссию труда библиотекаря, который позиционируется как медиатор между источником информации и читателем в информационно-культурном поле.
- Организацию профессионального поведения, которое включает нормы взаимодействия с коллегами и пользователями, отвечающие требования профессиональной этики.
- Корпоративные ценности, которые приняты в качестве эталонных образов деятельности.
- Профессиональный имидж сотрудника, то есть то мнение, которое формируется о нем в обществе.
- Стиль руководства, включающей управленческие стратегии и тактики, нормы общения с подчиненными, способ решения текущих профессиональных задач.
Таким образом, организационная культура библиотеки является важным звеном формирования общественного имиджа библиотечных учреждений, способствует росту профессионального самосознания и престижа профессии библиотекаря.