Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование и развитие организационной культуры библиотеки

Понятие организационной культуры библиотеки

Организационная культура является понятием, имеющим межотраслевую природу, поэтому сложным для определения, поскольку оно применимо к деятельности любой организации.

Определение 1

Под организационной культурой понимают совокупность представлений, а также систему ценностей и норм профессионального поведения, выработанных каким-либо профессиональным сообществом, разделяемых его членами и влияющих на деятельность и принятие решений.

Иногда в качестве синонима этого понятия используется сочетание «корпоративная культура», или философия организации.

Источниками формирования организационной культуры библиотеки выступают традиции, складывающиеся в результате длительной совместной профессиональной деятельности, а также стандарты поведения и деятельности, стиль руководства, внешние условия функционирования библиотеки. Таким образом, организационная структура складывается под влиянием внешних и внутренних факторов развития.

Организационная культура библиотеки представлена несколькими видами:

  1. Профессиональная, включающая высокий уровень знаний и умений, связанных с выполнением трудовых функций и обязанностей.
  2. Правовая, связанная со знанием юридических норм в сфере профессиональной деятельности и стремлением соблюдать законность.
  3. Должностная, охватывающая такие аспекты профессиональной деятельности, как статус человека в коллективе и выполняемые им обязанности.

Помимо доминирующей организационной культуры, которая разделяется большинством представителей профессионального сообщества, выделяются субкультуры, складывающиеся в определенных библиотеках под влиянием внутрикорпоративных традиций и ценностей.

По сути, любо аспект библиотечной деятельности входит в состав организационной культуры как ее составная часть. Можно говорить о культуре управления, культуре выполнения профессиональных задач, методической культуре, культуре межличностных и деловых отношений в коллективе и проч.

Формирование и развитие организационной культуры библиотеки

«Формирование и развитие организационной культуры библиотеки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основной формой развития организационной культуры является социализация, то есть процесс включения индивида в деятельность, связанную с усвоением норм и ценностей доминирующей организационной культуры.

Социализация как часть процессов формирования организационной культуры включает ряд этапов:

  1. Изучение основ корпоративной культуры, существующей в библиотечном учреждении, и оценка ее структуры с точки зрения эффективности для решения текущих задач.
  2. Выработка конкретных задач, связанных трансформацией и (или) развитием структуры корпоративной культуры, и их практическая реализация.
  3. Рефлексия, предполагающая оценку эффективности предпринятых мер.

Конкретные направления работы в области формирования корпоративной культуры предполагают реализацию следующих мер:

  1. Создание эталонных образцов профессиональной деятельности, которые воплощают лучшие нормы и ценности и являются ориентиром для коллектива.
  2. Формирование групп в коллективе, которые являются проводниками определенных норм и ценностей.
  3. Создание ситуации успеха ля сотрудников и повышение мотивации к труду.
  4. Создание знаково-символических образов организационной культуры, которые воплощают нормы и ценности организации (это может быть корпоративная одежда, элементы презентации сотрудников, к примеру, бейджи, доска почета, корпоративная эмблема, корпоративные традиции и праздники и проч.).
  5. Формирование условий для сочетания разных форм развития: использование прямых указаний руководства должно сочетаться с инициативой сотрудников и косвенными формами воздействия.

Особую роль развития организационная культура играет в формировании и развитии коллектива библиотеки, поскольку она закладывает основы совместной деятельности, создает общие ценности, а также стимулирует развитие коллектива и стремление к усовершенствованию деятельности.

С точки зрения такой составляющей, как коллектив, организационная культура включает несколько аспектов:

  1. Социально-профессиональную миссию труда библиотекаря, который позиционируется как медиатор между источником информации и читателем в информационно-культурном поле.
  2. Организацию профессионального поведения, которое включает нормы взаимодействия с коллегами и пользователями, отвечающие требования профессиональной этики.
  3. Корпоративные ценности, которые приняты в качестве эталонных образов деятельности.
  4. Профессиональный имидж сотрудника, то есть то мнение, которое формируется о нем в обществе.
  5. Стиль руководства, включающей управленческие стратегии и тактики, нормы общения с подчиненными, способ решения текущих профессиональных задач.

Таким образом, организационная культура библиотеки является важным звеном формирования общественного имиджа библиотечных учреждений, способствует росту профессионального самосознания и престижа профессии библиотекаря.

Дата последнего обновления статьи: 15.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot